Больше рецензий

Rosio

Эксперт

по анти фэн-шую

20 июня 2017 г. 15:23

663

4 Необычный стимпанк

Стимпанк, не стимпанк... Странное сочетание механических элементов и магии вуду. Странное, но получилось интересно и необычно. И хорошо так сочетается, оказывается. Понравилась идея. Понравились некоторые персонажи. Но...

Одна одаренная способностями к магии вуду семейка штампует кукол - этаких продвинутых "зомби" на новый лад, питающихся топливом и разумных. Кого-то создают по просьбе родных, что потеряли любимого родственника и желают вернуть его к жизни даже таким образом, превратив в полумеханизм. Но это единичные случаи, в основном кукол изготавливают в промышленных масштабах, для того, чтобы получить бесплатную рабочую силу с подавленной волей. Развитие производства кукол создаёт сразу несколько проблем, как социальных, так и этических. А в итоге и политических. По-другому и быть не могло.

Куклы занимают рабочие места, люди остаются не удел - вот вам причина для недовольства, забастовок и нарастающих революционных настроений.
Когда есть куклы, появляется большой соблазн для сильных мира сего. Войну, например, развязать. И под пули и танки - кукол.
А почему кукол? А вот вам и этическая проблема. Куклы же не люди, куклы же наполовину механизмы, значит и относятся к ним, не как к людям. Отсюда и название - куклы.
А как себя ощущает их создатель? Он ведь по сути создатель. Так почему бы не объявить себя богом? Деньги, власть и твое умение делают тебя практически властителем над людьми.
Если ты не такой как все, то и относятся к тебе иначе - настороженно, враждебно, даже брезгливо, но никак не дружелюбно. За редким исключением, и ты уже не веришь, что кто-то тебя может любить, и накручиваешь, и делаешь непоправимые глупости.

Неплохая книга с массой вопросов, поднимающая всегда актуальные проблемы. Только вот эти проблемы поднимались не раз и не два. И раскрывались куда лучше. Здесь же какая-то хроника событий с постоянно меняющимися персонажами, из которых ни один так и не раскрылся до конца. Начиная с Кэрол, которая сделала себе первую куклу и разочаровавшись в ней забросила её, заканчивая Евой, которая слетела с катушек как-то сразу, резко. У неё, конечно, была причина, но всё же Еве не 14 лет. Или Байрон. Так и не поняла, на кой ему понадобилось это вооруженное "восстание машин", ведь понятно было, что оно приведёт к краху. Только ненужные жертвы. Вообще Баллантайны - та ещё семейка. Все как один уникальны, но каждый в своем роде. И явно у них там через поколение рождаются особо гениальные представители, но не в себе чуток. Кэрол, Байрон, Ева. А между ними более-менее порядочный Алистер и умница Элизабет.

Нарисованная картинка системы, как бездушной машины, глава которой практически перестает быть человеком, прекрасно передаёт, что это за "зверь" такой. Как истребляет, как прогибает, как подавляет и заставляет. Но уж больно много жестокости. Хотя как раз она-то и даёт импульс. Для взрыва. Народ он тоже может подняться. Жаль, что для этого, его нужно как следует довести.

Ещё один минус - нет целостного представления о самом мире. Понятно, что в этой истории, это не самое главное и не самое нужное. Но из-за этого, ловишь себя на мысли, что вот пошел ты мысленно чуть дальше, и оказался как будто в том самом городе у Макса Фрая, который только формируется, а ты внезапно стоишь у обрыва. Видно, что мир наш, но почему-то государства с другими названиями, однако внезапно присутствует Франция. Или вот ведется война. С кем? Зачем? Ну и ещё кое-какие недочеты и нестыковки имеются, как например то, что куклы не стареют. Но они же не только механизмы, но и плоть? Как плоть-то поддерживается? Углем? Да ну нафиг...

Что-то понравилось, что-то не понравилось. Но, нельзя не признать, что получилась страшная и интересная сказка. И концовка, наверно, оправдана. Даже хорошо, что она именно такая. Стереть нафиг всё, вернуть к изначальной точке. Ева молодец, что нашла её, не остановившись раньше.

Прочитано в рамках игры ФФантGame. Тур 5. ФФантастические каникулы.

Ветка комментариев


Да. Было такое. Не то, чтобы другой человек писал, но она по настроению другая. Она более эмоциональная, наконец-то чувствам какое-то место отдается. И не механически, а по-настоящему. Объяснила это для себя тем, что эпоха кукол ушла, все о них было уничтожено, а дар остался. И детям передался. Они так и не стали обычными людьми, Ева с близнецами, поэтому опять конфликт. Ну и свою энергию надо было куда-то деть. Вот и дели...))


А мне просто показалось, что автор достиг большей зрелости в работе с текстом, который перестал быть сценарным и оброс деталями, которые дали возможность наконец прочувствовать происходящее. Появились запахи, звуки, осязательные мелочи. До этого просто шарашило описание происходящего.
Идеи, опять же, поглубже затронуты.
Для меня только эта часть и спасла (отчасти!) всю историю :)
Хотя мне очень понравилась ваше объяснение про "эпоха кукол ушла"!


Вполне может и так быть. А может и то, и другое. Я не знаю, насколько долго писались книги. Но, согласна, что есть ощущение, будто первые части были написаны подряд, а третья через какое-то время. Более обдуманно, более художественно.