Больше рецензий

milagro777

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 декабря 2010 г. 23:39

838

5

Полнейший мрак. У Ф.М. не так.

Говорят, Кутзее никогда не был в России. Но в мрачном Петербурге Достоевского он чувствует себя, как дома. Атмосфера, детали, язык. Откроешь посреди книги, подсунешь кому-нибудь: «Наверно, что-то из русской классики? Нет? Произведение нашего современника? Из Южной Африки? Шутишь что ли?!».

«Осень в Петербурге» - это искусная стилизация, постмодернистская игра в исторический, биографический, психологический, детективный, любовный и – вообще – в русский классический роман.

Попытка проникнуть во внутренний мир писателя. Ахматова писала когда-то про то, «из какого сора рождаются стихи», у Кутзее же - о том, из какого мрака рождаются романы. И что платой за них становится – душа.

А еще это роман об отцах и детях. От частного (Достоевский, его погибший пасынок Павел и мучительные попытки писателя по дневниковым записям, рассказам окружающих понять, каким он был) – к общему (власть имущие отцы общества и сыновья-революционеры, которые, чтобы изменить неправильный мир, должны убить своих «отцов»). История почти по Фрейду получается.

1869. Осень. Петербург. И Федор Михайлович, который, словно Раскольников, живет в каморке, в спешке пытается спрятать улики (причем чужие), путается на допросе у следователя; как князь Мышкин, боится неожиданных встреч на темный лестницах и надвигающихся приступов эпилепсии; как Ставрогин, борется с бесовскими желаниями - а еще сталкивается в своих прогулках по городу с проституткой Соней и ее детьми, с Амалией Карловной и т.д. А где-то в Твери – убогая Марья Лебядкина. И пожары точь-в-точь , как в «Бесах».

Мрак в душе писателя. Мрак в городе. Мрак в России.
И никакой надежды. Только желчь.

Комментарии


1.но "стиллизация" - заслуга переводчика; 2. не пугайте друзей "Южной Африкой" - К. , скорее американец по духу, где прожил большую часть жизни, да и Он уже не гражданин ЮАР ( в Австралию, насколько помню, перебрался); космополит, то есть)


власть имущие отцы общества и сыновья-революционеры, которые, чтобы изменить неправильный мир, должны убить своих «отцов»


Ну это уже не ново. Фрейдизм и Эдипов комплекс пытались приплести к ленинизму ещё до революции. Мол, Россия — мать, царь-батюшка — батюшка (как бы это ни абсурдно звучало). Нужно замесить отца, освободить мать и изнасиловать её к чертям.
А в частностях проявлялся и вовсе комически. Женщина — товарищ, долой стереотипы и кухонное рабство. Фри лав, мейк коммунизм.


Так и написано про муки творчества и секреты появления великих произведений? Пожалуй прочту данного автора! :)