Больше рецензий

13 июня 2017 г. 21:21

2K

4 Надо каждого писателя обязать натворить готическую повесть

Гиллиан Флинн для меня такой идеальный сферический писатель в вакууме. Сказать, что повесть произвела на меня неизгладимое впечатление, не могу, потому что открытый финал хорош в романе, но в коротком рассказе он оставляет чувство незавершённости (тем более, чего легче - нагуглить с телефона фото котов породы мэн). Но при всём том Флинн в очередной раз продемонстрировала одну из главных заповедей писательского мастерства.

Как ни странно, эту заповедь повторяли в советских пособиях (ух, сколько мне выпало их прочитать в годы учёбы в универе, пока учебники только менялись на перестроечные, не сосчитать), но намного реже встречается в современных западных, хотя заповедь, если уж на то пошло - девятнадцатого века. В советских пособиях она звучала как "наблюдайте за людьми" (ну, если сократить фразу до смысла, выбросив всю "в едином социалистическом порыве" чушь), в редких зарубежных более чётко - "продумайте своего персонажа". И продумывать надо полностью: от детства до смертной могилы. Завтраки и ужины, марку микроволновки, прозвище домашнего животного, цвет одежды в первом классе, слом выбитого зуба в драке. Это правило не соблюдает ни один плохой автор, неверно сознавая жизнь исключительно как кусочек "только сейчас". На самом деле мы все, даже те, кто об этом никогда не задумывался, знаем, что даже весь наш отрезок жизни - это просто пятно света на громадной линии неизвестности между прошлым и будущим. Любой человек, которого мы встречаем, имел за своей спиной громадный жизненный опыт, даже младенец кричит, быть может, от воспоминаний о том, как его мать на третьем месяце беременности накатила пива, от чего тошнило их обоих. В своё время Шерлок Холмс заворожил так не только лондонскими туманами и мистической составляющей позднего викторианства, но и обещанием суперспособности, которой может обладать каждый - возможностью просматривать по деталям, какое было прошлое у того, кто вам встретился.

И всё предыдущее рассуждение относится к повести и с внутренней, и с внешней стороны. С внутренней в том смысле, что неназванная (вроде неназванная) главная героиня, от имени которой идёт повествование, как раз и занимается тем, что постоянно путешествует от частного к общему и обратно, стараясь восстановить прошлое посетителей и на основе этого сделать вид, что умеет предсказать их будущее (ясновидящая - хорошая смена профессии для женщины, которая получила туннельный эффект запястья, беспрестанно дроча клиентам). С внешней же выстраивание прошлого персонажа хорошо тем, что Флинн с лёгкостью фокусника заставляет нас погружаться во внешний и внутренний мир гадалки, флэшбеки не выглядят вымученными, мысли и рассуждения ровно те, которые и были бы у женщины её положения и в её обстоятельствах.

Вот когда начинается часть условно "мистическая", то это уже не Рио-де-Жанейро. Клиентка Сьюзен Бёрк уже лишена не только прошлого, но и тех черт, где мы могли бы и сами поутгадывать её прошлое и характер. Её пасынок Майлс некий стандартный набор для нагнетания инфернального ужаса, хотя, чес сказать, и от его прошлого, а также основных черт, я бы не отказалась. Итак, Сьюзен утверждает, что после переезда в старинный викторианский особняк её пасынок ведёт себя странно, "ясновидящая" идёт на заказ, а там полный комплект готического ужастика, не исключая Майлса, который стоит на окне второго этажа, прижав лоб к стеклу, взирая на подъезжающий автомобиль. Так и тянет проиграть несколько тактов из современных мистических ужастиков (увы, мелодии сейчас не запоминаются вконец). Получаешь весь спектр нагнетания кошмара (кстати, чисто визуально образ мальчика в окне реально пугает), хотя приходится морщиться, когда мальчишка протягивает ясновидящей её томик "Поворота винта" - ну, ёпрст, тупые и так не поймут, а интеллектуалы и так читали не только "Колобка", не надо их аллюзией по носу, по носу, не нашкодили мы ещё.

Во время чтения было интересно. Я знала, что следует ожидать твистов. По крайней мере я доверяла Флинн и была почти уверена, что героев (если вы это читаете, можете считать меня спойлерастом) не убьют уныло в финале какие-нибудь настолько же унылые кровожадные привидения с непроработанной мотивацией. Что мне не понравилось? Не понравилось отсутствие удовлетворения. Такое же у меня было в "Тёмных тайнах". Я понимаю, что за закрытый финал престижных премий не дают (даже писателям, которых боготворят гламурные кисы и много о себе мнящие зубрилки, типа меня), но душа жаждет большой жирной точки, даже если это точка всего лишь в конце главы.

Вот эта проработка героини, её прошлого, её мыслей (поверьте, написать мысли персонажа так, будто он реально думает их сию секунду - вещь тяжелейшая) заставила меня заинтересоваться гадалкой. Не скажу, что впечатление неотразимо и прочая, прочая, но я бы почитала про неё ещё и да, я буду временами мыслями к ней возвращаться (нет, ну чуть бы больше других героев проработать, а?). Ладно, заканчиваю рецензию. Буду считать, что внезапный щелчок аллюзией по носу я отработала своей шкоднической рецензией. Гиллиан, всё твоё прочитано. Моя твоя предсказал мировая слава, моя слово сдержать, не хуже, чем твоя гадалка. Где следующая книга? И цикл рассказов с полюбившимися героями (по "Острым предметам" душа тоже требует сиквел).

картинка angelofmusic

Комментарии


отлично) в ожидании новых романов надо прочесть повесть)


Я на её творческий путь посмотрела... Чёт за десяток лет всего три романа. И мировая слава, вот как раз через год после моего предсказания))
*ещё Мариша Пессл больше бы писала!*


ванговала?)
ну да, хочется больше...


Дыа! И потому у меня к Флинн и Пессл покровительственное отношение: я первая заметила, я предсказала, значит я и буду гладить по головке))


понятно)
я как прочитаю повесть, еще загляну сюда к тебе)


Давай! Я хотя и объявила себя злостным спойлерастом, однако ничего не проспойлерила, если что)
И я хочу узнать, понравится ли тебе концовка или нет. Мне конечной точки ЗАХОТЕЛОСЬ!)


ага, я еще думала читать не читать, вдруг спойлеры, но нет, только интрига;)
у меня с открытыми финалами чаще нет, чем да, так что проверим)


Да хз, может, ты ещё и не воспримешь его как открытый. Хотя, как по мне, Гиллиан взялась оммажировать "Повороту винта". Причём девушка она такая, обстоятельная, Эми из "Исчезнувшей" - это такая автобиография по составлению планов действия. Оммажировать, так оммажировать, сказала она, и отоммажировала бедного Генри Джеймса по полной))


интересненько)
а я сейчас взялась за роман Джеймса и что-то тяжко совсем идет...


В общем, я прочла и мне понравилось, несмотря на все ляпы, люблю, когда все не так как выглядит на первый взгляд) а тут вообще фиг поймешь что там на самом деле)


А вы в курсе, что Пессл выпускает книгу в жанре янгадалт?


Немного спойлер-рассуждений о том, что Гиллиан уже не торт.

1. Я не верю, что тридцатилетняя шлюха не умеет справляться с пятнадцатилетними придурками. Везде есть идиоты, которые считают, что шлюх можно трахать всей кодлой, даже не заплатив (как показало дело Шурыгиной, у нас таких вся страна). У громадного количества были строгие мамы, потому образ шлюх приобретает у них идеализированные черты сферической проститутки в вакууме. Хотя реальность учит, что бабы, которых пускают по кругу, зависят от своего криминального окружения (плата внесена, но не деньгами). Спят с несколькими парнями на вечеринке девочки из среднего класса, чтобы решить какие-то собственные психологические задачи, но и тогда решают, с кем лечь, они сами, девочки из низших классов, даже если лягут в постель с первым попавшимся, то и так думают, как бы получить с любовника нечто вроде "позвони и покатай меня на машине". Но мужики (до и девять десятых дамочек, которые сидят дома), как правило, не понимают этой простой схемы - за секс надо платить, никто не будет соглашаться, чтобы его силком пустили по кругу. Им всё кажется, что "шлюхи хотят". И шлюха, которая не понимает, что вокруг десятки психически неуравновешенных, которые уверены, что прояви они смелость, то получат на шару то, за что платят другие, и не научится давать им отпор, не проживёт и года.

Я всё ждала, что шлюха Майлса убьёт. А потом скажет, что так и было и вообще не приставайте ко мне. А шлюха ведёт себя как незамужняя тургеневская девушка с синими глазками: ой, он подошёл к кастрюле с кипятком!
Мдэ, моё ожидание, что шлюха позвонит своему сожителю, тот пьяный приедет и монтировкой объяснит Майлсу отличие реальной жизни от интеллектуальных построений. Фигакс.
В общем, с выстраиванием характера главной героини - явный ляп. Я понимаю, если бы шлюхой она не была. Но если её профессия нужна для сюжета, то шлюха с трусостью домохозяйки - это статистический просчёт, ей бы давно на кладбище.

2. Если Сьюзен давно не живёт с мужем, так какие проблемы? Никакого воя в печной трубе, просто странно ведёт себя мальчишка, которого она терпеть не может. Даже если медицинская страховка не покрывает психотерапевта, есть бесплатный школьный психолог. Есть десятки способов избавиться от парня, отдавать его насильно на курсы реабилитации и прочая. В случае, если пожаловался отцу, то начинай истерить, что, мол, ребёнок твой, забирай его или неси ответственность. Для всей этой схемы даже мозгов не надо, любая девочка получает такую схему при рождении, вместе с набором женских половых. Но для сюжета нужна ещё одна клиническая идиотка. А две клинические идиотки - это перебор. Вокруг Эми в "Исчезнувшей" люди не были дураками, просто она была умнее, а тут Майлсу и стараться не надо, вокруг исключительно сбежавшие после лоботомии.

3. Версия "Сьюзен-злодейка" дышит на ладан при рождении. При всём том эта версия более хорошо продумана (потому Гиллиан метало по проруби, она так и не остановилась на том, кого же выводить злодеем). Но у неё есть изъян размером с Эммпайр Стейт Билдинг. Она не стала бы делиться планами с Майлсом. Это же повод для шантажа размером с Африку. Ему достаточно звякнуть отцу и сказать, что мачеха пригласила к себе его бывшую любовницу и вешает ей лапшу на уши. И всё!!! Даже не надо доказывать сам факт замысленного убийства.
И можно предположить, что парень узнал всё случайно и в последний день, но ведь фиг, он и раньше предупреждал, когда вертелся около кастрюли.

То, что сайт поддельный, кстати, было сразу понятно. Ну, не стала бы совпадать и "обварил кухарку кипятком".
В целом, в повести дырок как в рокфоре. Шо жаль, так как Гиллиан раньше очень чётко продумывала и мотивацию, и факты.


А вот и я:)
СПОЙЛЕРЫ!
1.

Им всё кажется, что "шлюхи хотят".

Мне кажется, тут дело вовсе не в том, что раз шлюха, то должна хотеть денно и нощно, а в том, что всем пох, чего шлюха хочет (ее и за человека, как правило, никто не принимает). Как в одном фильме была фраза:
- он изнасиловал шлюху.
- а что, шлюху можно изнасиловать?
2. Я тоже не поняла, почему она не могла просто сбагрить надоевшего пасынка отцу (родному). Она вообще не обязана с ним нянчиться, и даже не потому что он странный и тд, а просто потому что он ей никто. Не хочет она его видеть, да кому же и с отцом его уже не живет.
3.

Версия "Сьюзен-злодейка" дышит на ладан при рождении.

вот и я такого же мнения. Плюс, извините, этот малолетний псих наблевал гг в сумку "просто, чтобы предупредить"? Что за... Скорее всего, Майлс намеренно сводил мачеху с ума, чтобы та вышла на проститутку отца (вовремя подкинутая визитная карточка), потому что мог ту легко шантажировать.


Мне кажется, тут дело вовсе не в том, что раз шлюха, то должна хотеть денно и нощно, а в том, что всем пох, чего шлюха хочет (ее и за человека, как правило, никто не принимает).


Как вариация. Но всё-таки люди догоняют, что если бабе платят деньги, то взять и не заплатить - это украсть. А вот, что происходит с теми, кого просто называют "шлюхами" за частую смену партнёров - это уже вопрос. Думаю, там в головах больше "шлюха сама хочет", чем "я могу бесплатно". Всё-таки вопрос товарно-денежных во всех слоях вбит по полной.

Что 2, что 3 - книга логична только если бы отец с ними жил. А так я фильм холлмаровский смотрела, и в "Ночном кино" есть - до куя заведений, куда можно сдать агрессивного подростка. Такая тюрьма за деньги родителей с красивым названием "лечебница". Если бы отец протестовал,то ок, женщина боится, а что-то предпринять ей не дают. А так... она даже не звонит мужу и не надеется на его возвращение. В реальной богатой семье мальчик не вылезал бы из лечебниц и не слезал бы с успокаивающих.

Вот я тебе говорила про версию, к которой и ты придёшь. Гиллиан её не закладывала, вот в чём беда. Но это единственная, какая всё объясняет. Майлс и Сьюзен - в сговоре. Тогда всё сходится идеально. Особенно её истеричный прибег вовремя - "ААаааа! Что у вас там происходит?!" Сьюзен вдоволь издевается над любовницей мужа (и не надо никаких криминальных ситуаций, в которых сотни вещей могут идти не так), Майлс получает личную игрушку, чтобы помучить. Он точно знает, что Сьюзан не будет искать, потому что он ей нах не сдался и она сама его пинком выпроваживает во взрослую жизнь с лозунгом "Бери своего нового раба и развлекайся!"


Но всё-таки люди догоняют, что если бабе платят деньги, то взять и не заплатить - это украсть.

а еще бытует мнение, что воровать у того, кто зарабатывает деньги нелегально - это не воровство. Кто встанет на сторону шлюхи/вора/афериста и тд?

В реальной богатой семье мальчик не вылезал бы из лечебниц и не слезал бы с успокаивающих.

из этого факта плавно вытекает заключение о сговоре Майлса и Сьюзан - ей невыгодно было его сбагривать, пока он не сыграет свою роль. К тому же все эти клиники удовольствие не из дешевых, а тут бесплатная нянька.


а еще бытует мнение, что воровать у того, кто зарабатывает деньги нелегально - это не воровство. Кто встанет на сторону шлюхи/вора/афериста и тд?

Его подельник. В случае шлюхи - сутенёр. И уже будет обратная ситуация. "Ах, шлюху изнасиловал и не заплатил? Значит правильно, что тебя её сутенёры глушителем от автомобиля вые...ли!"

из этого факта плавно вытекает заключение о сговоре Майлса и Сьюзан - ей невыгодно было его сбагривать, пока он не сыграет свою роль. К тому же все эти клиники удовольствие не из дешевых, а тут бесплатная нянька.

Угу. И если что, то "Чо? Мальчик на самом деле сбежал? Ах он негодяй! Как я могла такое подозревать?"

Но у Гиллиан нет намёка на это в повести. А потому всё равно не торт. На самом деле я даже знаю, куда надо было пихать намёк. Перед сценой в кухне с кипятком следовало обратить внимание, что Майлс с кем-то говорит по телефону. Или сам звонит. Мрачно где-то заперся с телефоном в руке. Чтобы потом читатель вывел, что тот созванивался с Сьюзен "Я уже подъезжаю, ты начинай, я как раз буду вовремя".
Так что фиг. Гиллиан тупо прохлопала ушами и дала только два объяснения, а для третьего логичного (даже если закладывала) не дала нитей.


Перечитываю повесть. Несколько наблюдений.
Сьюзан приходит в первый раз именно в тот момент, как Майк в задней комнате. Крайне неосмотрительно. Либо крутое совпадение и Гиллиан нас в него тыкает носом. Как вариант, Сьюзан следит за мужем, заходит к его любовнице, а когда та упоминает пасынка, решат разыграть Генри Джеймса в полный рост.

Когда я в сумерках отпирала свою машину, меня окликнула пожилая женщина с напудренным лицом и пухлыми щеками. Слегка улыбаясь, она поспешила ко мне в тумане.

– Я только хотела поблагодарить вас за то, что вы делаете для этой семьи. За то, что помогаете малышу Майлсу. Спасибо!

Она прижала пальцы к губам, изобразила, будто закрывает рот на замок, и умчалась, прежде чем я успела сказать, что совершенно ничем не могу помочь этой семье.

И что вот это?


Ну может эти ее бесконечные отсылки к "повороту винта" - это своего рода намек на то, что "копай, читатель, все не так просто, как кажется на первый взгляд"? Потому что то, что обе версии какие-то нарочито неправдивые, уже подталкивает к выводу, что правда - третий, неуказанный в книге вариант.

И что вот это?

Это версия, которую Сьюзан распространила среди соседей. Что Майлс не в себе и приходит некая женщина, которая помогает ему справиться с его отклонениями.
А я вообще не поняла, зачем там нужен был сын Сьюзан.


Ну может эти ее бесконечные отсылки к "повороту винта" - это своего рода намек на то, что "копай, читатель, все не так просто, как кажется на первый взгляд"? Потому что то, что обе версии какие-то нарочито неправдивые, уже подталкивает к выводу, что правда - третий, неуказанный в книге вариант.

Это глупо. Без авторского подтверждения возникает ощущение, что ты просто идиот, который за автора докапывает то, чего там не было.

Это версия, которую Сьюзан распространила среди соседей. Что Майлс не в себе и приходит некая женщина, которая помогает ему справиться с его отклонениями.
А я вообще не поняла, зачем там нужен был сын Сьюзан.

Ребёнок там - чтобы создать напряжение, бо его жалко. А женщина там не понятно зачем.


Тебе его было жалко? Он там на одну строчку появляется и снова исчезает.
Ну не знаю, у меня две версии: либо Майлс и Сьюзан были в сговоре и вдвоем на нее страху нагоняли, либо один Майлс на всех страху нагонял (но в этой версии куча роялей в кустах). Так что я все-таки за первую. Сьюзан хотела избавиться от пасынка, тот тоже жаждал свободы, и они нашли идеальную кандидатуру, которая не откажет, которую легко запугать и шантажировать.

Без авторского подтверждения возникает ощущение, что ты просто идиот, который за автора докапывает то, чего там не было.

для меня авторское подтверждение - это огромные дыры в обеих версиях и бесконечные фразы Майлса "сама решай, во что верить" и всякое в этом роде.


Так я тебе это и сказала. Единственное, что логично ложится - это сговор Майкла и Сьюзан. Но Гиллиан версии не дала простору. Если автор не закладывал этот смысл, а написал другую версию, но с дырками, виноват автор. А никаких доказательств, что автор не дурак у нас нет.


В общем, приведёшь хоть один эпизод, доказывающий, что сговор был, значит Гиллиан молодец. Если таких эпизодов нет, мы можем считать, что Майлс зло, а Гиллиан насовершала массу логических ошибок.


весь наш отрезок жизни - это просто пятно света на громадной линии неизвестности между прошлым и будущим.

с Набоковым мыслите в унисон:)

не надо их аллюзией по носу, по носу, не нашкодили мы ещё.

ну а вдруг мы, читатели, не уловим тонких отсылок автора! XD
Образ мальчика, прижавшегося к окну, не позволит мне оставить эту повесть без внимания.
А мне открытые концовки иногда даже нравятся, если автор оставляет достаточно нитей для самостоятельного распутывания интриги

В своё время Шерлок Холмс заворожил так не только лондонскими туманами и мистической составляющей позднего викторианства, но и обещанием суперспособности, которой может обладать каждый

;)


Замечательно, я тебе не отправила коммент. Видимо, отвлеклась на другие вкладки, тут Лиса и упала. Перепечатываю.

с Набоковым мыслите в унисон:)

Я попыталась прочитать его перевод на английский "Онегина", проблева... гм, оказалась разочарована и теперь крайне скептично отношусь к идее знакомиться с его русскоязычной прозой.

ну а вдруг мы, читатели, не уловим тонких отсылок автора! XD

А то! Какого ещё мальчика в литературе про привидений звали Майлз? А вдруг читатель запутается?

А мне открытые концовки иногда даже нравятся, если автор оставляет достаточно нитей для самостоятельного распутывания интриги

Там этих нитей нет. Есть два варианта развития произошедшего. И как я написала в спойлере, обе не выдерживают критики. Неее... Есть ещё третий вариант, как прочтёшь, сконнектимся, ты явно тоже к нему придёшь. Но он не вытекает из предпосылок, просто он единственный, который затыкает дырки в сюжете.


и теперь крайне скептично отношусь к идее знакомиться с его русскоязычной прозой.

а вот и зря! Когда захочешь испытать кучу негативный эмоций - читай его "камеру обскура";)

И как я написала в спойлере, обе не выдерживают критики.

я спойлер не читала, хочу ж сама для начала попробовать разобраться:) на днях жди, приду к тебе обсуждать.


Когда захочешь испытать кучу негативный эмоций

*скептически* Не захочу!))

на днях жди, приду к тебе обсуждать.

Так жду!