Больше рецензий

6 июня 2017 г. 13:02

805

0 И в конце концов сказки тебя одолеют

Конец XIX века в мировой истории, как известно, – критический период. Человечество готовилось вступить в новый век, его изобретения всё больше рвались вперёд, вызывая чувство отчуждения и страха у общества, непривыкшего к яростным скоростям прогресса. В искусстве это время преобладания традиции неоромантизма – в живописи появляется и укрепляется импрессионизм, а в литературе формируется жанр ужасов. Артур Мейчен, наряду с Говардом Лавкрафтом, Эдгаром Алланом По (это самые известные), и другими талантливыми писателями, выступили основоположниками и яркими представителями этого жанра.

Главной отличительной чертой Мейчена среди писателей является его участие в продолжении британской литературной традиции, о чём он не перестаёт напоминать в своих отсылках к романистам и их произведениям. В его работах также есть элементы, которые в воображении любого человека связаны с Великобританией. Нет, не «фиш энд чипс» и «файв о клок», а мирные, и милые каждому сердцу окраины графств, с потрясающей природой, воспетой ещё сёстрами Бронте и Джейн Остин в душещипательных, «женских» романах. Название романа, о котором здесь пойдет речь, заранее готовит читателя к тому, что его ожидает путешествие по миру, в котором природа и воображение существуют в тесной связи.

Сюжет знакомит нас с юношей по имени Луциан, счастливым (на самом деле не очень) обладателем богатого воображения, который является прототипом Мейчена. Читатель знакомится с мистическими образами, возникающими у героя, порождёнными то ли его сознанием, то ли окружающей реальностью. Нас окунают в мир пантеизма – пространство, где душа, в поисках Бога, растворяется в естественной среде. Эта связь природы и человека подмечается в прекрасном авторском слоге. Мы, по следам героя, оказываемся в сосновом лесу, в вересковой пустоши, чувствуем запах можжевельника, вкус яблочного сидра. В голове персонажа создаётся собственный фэнтези-мир, состоящий из этих моментов, в котором его натура трансформируется. Обращение к кельтской мифологии, живой, не замкнутой в рамках обрядовости, позволяет герою отстраниться от реального мира, который представляется ему пошлым, неискренним, а зачастую жестоким и пугающим. Поэтому герой выбирает побег. На холм, где можно грезить, не думая ни о чём. В реальность, созданную книгами, в которой он сам может выступать в роли творца.

Это произведение о долгом пути героя к написанию идеальной, главной книги его жизни, в которой каждый сможет напрямую, полностью и без остатка, прочувствовать то, что испытал автор. Юноша ищет магию слов и письма, с каждой главой всё больше отдаляясь от реальности, пускаясь в размышления о городе и его окраинах, а также обращаясь к тем силам, которые Фрейд назвал Эросом и Танатосом.

В романе нас окружают постоянные переходы из воображаемого в реальный мир героя, заключённые в слоге, в плавном ритме. Плутаешь за автором, суетишься в ворохе его воспоминаний и чувств, где самые яркие моменты повторяются вновь и вновь — как будто плаваешь в омуте человеческой памяти.

Эскапизм, обитающий в этом произведении повсюду — выражение страха перед изменениями человека, его манерностью и искусственностью, которую создают, и с которой живут люди. Страх перед местами обитания, где солнечный свет становится искусственным. Спасительный побег свойственен и нам — мы обращаемся в искусство прошлого, в реконструкции, ради переосмысления и поиска нового, в те моменты, когда современность удушает и начинает терять смысл.

Оригинал рецензии на сайте блога «Радуга чтения»