Больше рецензий

Deli

Эксперт

Авангард дурного вкуса

16 декабря 2010 г. 17:27

694

4

В рецензии больше рецензента, чем книги
Ох, это одна из тех книг, к которым не знаешь, как относиться, не только во время чтения, но даже и после него. Была бы такая возможность, я бы поставила все три оценки сразу, потому что "нейтрально" - это не то. Совсем не то, чем можно охарактеризовать мои эмоции, разбросанные от непонимания, отвращения, удивления и презрения до сочувствия, восхищения и слезопускания, особенно в конце. Она произвела на меня сильное впечатление, как положительное, так и отрицательное. Частично это вызвано тем, что я читала книгу полтора месяца. В начале были моменты, когда вообще хотелось забить и не дочитывать, а во второй половине я проглотила всю эту массу событий за два дня.
Вообще тема Древнего Рима - это моя идея фикс. Сказать, что я обожаю эту эпоху, значит и на одну десятую не передать моё отношение к ней. И когда пару лет назад я собирала всю литературу на эту тему, от серьезных исторических романов и до детских детективов, "Quo vadis" стал камнем преткновения. Мне сказали тогда, о чем этот роман, и я решила, что, наверное, он останется тем единственным из списка, который я все-таки читать не стану. Но вот мне его дали по флэшмобу, и выхода, собственно, не осталось - я же не обговорила предварительно тематические условия. Пришлось читать, превозмогая тошноту. Но ближе к концу даже меня проняло. Это вещь чудовищная, очень сильная, вполне способная вывернуть душу наизнанку, особенно у неподготовленного и юного читателя. Хомячок уже не юн, но даже моя давно проданная в десятые руки душа нервно задергалась. Наверное, было бы лучше, если бы книга эта попалась мне в руки еще позже, хотя бы лет через двадцать. Сейчас я была к ней совершенно не готова, и она причинила мне боль.
А Рим, кстати, изображен очень хорошо. Атмосфера бесподобна, и ее даже не сравнить со схематичным "Подземным громом" Линдсея, который на фоне "Камо грядеши" кажется просто фанфиком. С другой стороны, "Калигула" Йозефа Томана показал большую вживаемость в эпоху. Что мне у Сенкевича еще не нравится, так это то, что он очень достоверно изображает жизнь римлянина, его поступки, психологию, мотивацию, но... Но осуждает их. Авторская речь пронизана неодобрительным отношением к ценностям человека того времени. Я не буду спрашивать, почему Сенкевич считает себя вправе осуждать людей, даже не слышавших о гуманизме, я спрошу просто, какого хрена он лезет со своим уставом в чужой монастырь. И еще мне показался слегка смазанным финал. Может быть, я что-то невнимательно прочитала, но сложилось впечатление, будто восстание Гая Юлия Виндекса произошло в тот же год, что и пожар в Риме, хотя с тех пор прошло четыре года. Это, на мой взгляд, можно было бы и подчеркнуть. А еще было бы интересно узнать про заговор Пизона, потому что без этой информации становятся слегка непонятными все эти самоубийства и сложные взаимоотношения Сената с Нероном. Но это уже мои личные фанатские заморочки.
В целом же, повторю еще раз, произведение гениальное, и если кто-то, не столь отягощенный всем этим религиозным противостоянием, как я, будет решать, читать его или нет, то я советую прочитать.
свернуть

Ветка комментариев


Я, в принципе-то, догадываюсь, почему посерединке...
Меня в конце прошибла гибель Петрония и Эвники. Эта девочка мне вообще больше всех понравилась. Лигия и Виниций показались какими-то неуравновешенными глупыми подростками, не способными дать себе отчет в собственных чувствах и идущих на поводу у чужого мнения. Не понимаю вообще, как можно было отказываться от реальной любви ради религии, смысла которой даже до конца не понимаешь. Счастье какое, что мне такой выбор никто никогда не даст делать =_=
Петроний вообще умный мужик, а Эвника беспалева так сделала возлюбленного объектом религиозного поклонения. Есть в нас что-то общее...