Больше рецензий

31 мая 2017 г. 10:26

115

0 О непростом взрослении в послевоенном Амстердаме

Зима 1947 года, почти два года назад закончилась долгая, выматывающая, тяжёлая и кровопролитная война, от которой люди, кажется, всё ещё не отошли. В самом деле, нескоро забудется пережитое… И от всего этого – от недавней войны, которая пока ещё не стала лишь воспоминанием, от пронизывающего холода, сковавшего льдом каналы и разрисовавшего морозом окна, люди в городе словно бы немного заморожены. Заторможены немного, как бы застыли. И всё вокруг тоже как будто застыло. Вот в таких условиях растёт и взрослеет главный герой книги и по совместительству рассказчик, десятилетний Томас Врей.

Мне кажется, эта книга, «Зима, когда я вырос» – не только о войне, ставшей недавним прошлым, но долго ещё собирающейся напоминать о себе, и не только о становлении характера и взрослении, но и ещё о детском одиночестве. О том одиночестве, когда человек не то чтоб никому не был нужен, но когда он уже вроде бы подрос настолько, чтоб отпала необходимость следить за каждым его шагом. И вот ему обеспечивают то, что можно назвать «доглядом» – следят за тем, чтобы ребёнок был одет и обут, накормлен, чтоб он ходил в школу и делал уроки, а поговорить с ним о том, что интересно ему, ответить на занимающие его вопросы, а иногда и просто так, не по делу, обратить вдруг на него своё внимание, оторвавшись от повседневных привычных хлопот, – всего этого нет. Скорее всего, взрослым просто не приходит это в голову. Хотя взрослые окружают Томаса вовсе не плохие.

У Томаса недавно умерла мама. Уже одно это обстоятельство способно, наверное, поставить всё в привычном мироощущении ребёнка с ног на голову. Томас остался с отцом, немолодым уже и потому, наверное, ещё и «поколенчески» далёким от сына человеком, к тому же мало приспособленным к жизни: в их квартире грязно, и часто не топлена печь, папа Томаса может заснуть в кровати, не сняв на ночь ботинок, а ещё он «выкуривает за неделю по целому ведру угля». У мальчика есть ещё тётя, мамина сестра, удивительно и до боли вроде бы похожая на маму, но всё же другая, добрая и сострадательная, но в её доме мальчику почему-то скучно и не очень уютно.

… – Я до сих пор многого не понимаю. Если хочешь о чём-нибудь расспросить меня, то давай.– Если ты ничего не понимаешь, – сказал я с полным ртом, – то зачем мне спрашивать?

Томас чувствует себя одиноким в классе, где у него нет друзей, хотя нет, впрочем, и врагов. Но знакомство с новеньким Питом Званом, а впоследствии с его семьёй, буквально переворачивает жизнь Томаса с ног на голову, у неё появляются новые смыслы, доселе не известные, и новые мысли и знания приходят в жизнь героя повести. Между мальчиками зарождается настоящая дружба, притом не та, которую хочется назвать «образцовой» или какой-нибудь ещё плакатной, идеальной, а вполне реальная дружба реальных детей ещё пока, много переживших и повидавших, но далеко не всё ещё понимающих. И в своём общении, в послешкольных прогулках и в ночных разговорах, когда Томас ночует у Пита, друзья как бы нащупывают постепенно некую нить жизни, что ли, которая позволила бы им уцепиться за неё и узнать больше обо всём, что их волнует и интересует, выстроить в собственной голове более целостную её картину. Томас узнаёт от Пита о холокосте, о том, как увозили людей, которые потом никогда не возвращались назад, о том, как можно было годами жить на чердаке, чтобы и тебя не обнаружили и не увезли. Обо всём этом не знал герой-рассказчик, так же как, скорее всего, и его одноклассники, дразнящие Пита Звана и как-то раз предложившие ему снять штаны. И обо всём этом и о многом другом он узнал. По моему мнению, эти дети — Пит Зван, его двоюродная сестра Бет, сам Томас, оставшиеся практически без близких в прямом смысле слова взрослых рядом, — проходящей зимой действительно взрослеют, вырастают, хоть трудом и горечью даётся им это взросление.

Вообще, чем ещё хороша книга — Петеру ван Гестелу удалось выстроить повествование и рассказать историю настолько достоверно, что не покидает ощущение, что рассказывает обыкновенный 10-летним мальчишка. Язык очень образный, в то же время простой, немного как будто обрывочный, словно это мысли героя несутся вихрем, как они наверняка обыкновенно и носятся в детской голове. Герой то погружается ненадолго в прошлое, то описывает свои ощущения и впечатления, а то пересказывает происходящие с ним и его друзьями события и разговоры. Я не совсем согласна с теми, кто считает эту книгу не слишком динамичной. На мой взгляд, повествование движется вполне энергично, ведь как-никак герои книги и рассказчики — дети, и проникнуто оно соответствующим внешней обстановке настроением: немного холодным, чуть застывшим и как бы потерянным духом неустроенности.

Я считаю, что книгу стоит читать детям приблизительно в возрасте героев (10-12 лет), а также подросткам. Взрослым тоже небесполезно, мне кажется, её прочесть, и не только тем, кому интересна тема Второй мировой войны и её отражении на жизни людей, но и родителям — проникнуться миром уже подросших, но ещё не повзрослевших детей. Всё же это удивительно проникновенная книга.

Оригинал рецензии на сайте блога «Радуга чтения»