Больше рецензий

russian_cat

Эксперт

Кошачий взгляд на книги

22 апреля 2017 г. 17:03

913

4.5 Когда некоторых героев следует убивать еще в зародыше

После совершенно покорившей меня второй части трилогии, "Анна Сверд" произвела чуть меньшее впечатление. Наверное, отчасти тому виной то, что тут так мало моей любимой Шарлотты. И того меньше Шагерстрёма, к которому я тоже успела привязаться. Они меня так радовали в предыдущей книге, что я все время ждала, когда-когда они появятся. И надо сказать, автор не подвела, подарив нам одну замечательную сцену, которая как нельзя лучше отражает характер обоих. Думаю, не останусь в одиночестве, если скажу, что эта сцена стала любимой в книге.

В целом же, третья часть ничуть не уступает второй. Просто она другая. Более жизненная, более драматичная. Уже без того налета сказки, что ощущался раньше, хотя тут снова проявляются намеки на небезызвестное семейное проклятие. Но намеки намеками, а верить или нет - каждый сам может решить для себя. Стали ли герои такими, какими они стали, потому что им это было суждено, дабы свершилось предначертанное или просто некоторые из них самые настоящие твари, подлые и безмозглые - это уж какой вариант кому больше нравится. Я почему-то склоняюсь ко второму. Хотя некоторые поступки довольно сложно объяснить с точки зрения обычной человеческой логики, так что тема некого непреодолимого рока, что толкает в пропасть, тоже может показаться очень привлекательной.

Но вернемся к героям. Вы же знаете, как бесит Карл-Артур после второй части, да? Хочется, чтобы он свалил куда подальше и больше не показывался на глаза. Так вот, забудьте. Потому что, по сравнению с этой частью, в той книге он вовсе был милым и пушистым и никого не трогал. Здесь он умудряется отравить и искалечить жизнь такому количеству людей, что только диву даешься. Кажется, поставь себе человек сознательно такую цель, и то ему не добиться столь ошеломляющего успеха. А что же Карл-Артур? Просыпается ли в нем хоть иногда подобие совести? Жалеет ли он о том, что сделал или же, наоборот, чего не сделал? Мы же помним, во второй книге он был таким истерично-чувствительным и, хоть его и тогда не интересовало ничего, кроме его собственной драгоценной персоны, все же в нем иногда заметны были как будто некие проблески разума. Здесь их нет и в помине. И с каждой главой мы видим, как он все больше превращается в некую пародию на человека, жалкую и одновременно страшную. Страшную - потому что так много людей любят его, несмотря ни на что. Любят и хотят помочь. И страдают по его вине. Кому-то придется поплатиться здоровьем, кому-то - надеждой на будущее счастье, а кому-то - и самой жизнью. Повинно ли в том "проклятие Лёвеншёльдов"? Ой, что-то сомневаюсь... И концовка после всего выглядит, как насмешка. Серьезно, он изменился? Нашел свой путь? Пришел к "просветлению" через страдания? Еще и других за собой потащит? Ну-ну. Бегите, люди, пока не поздно. Хотя кое для кого, кажется, поздно.

Нельзя не сказать и о Тее Сундлер. Хотя я даже не знаю, что можно о ней сказать, чтобы не матом. Мне приходит на ум слово "падаль". Хотя оно не совсем верное, она ведь не пассивная, а вовсе даже наоборот, гадит, где может и как может с самой благостной миной на лице. И гнильцой несет за версту. Ну, в общем, то самое, что необходимо Карлу-Артуру. Так что это такая деятельная падаль. Ох, и чего же она только не натворила за эти годы. Причем интересно, что она все это как бы исподтишка, как будто незаметно, а меж тем, все вокруг знают и понимают, что к чему. За исключением того, кто к этому имеет самое непосредственное отношение. Короче, все как в жизни. Интересную для нее развязку приготовила Сельма Лагерлёф, жаль только, мы не узнаем, что по этому поводу думает сама Тея. Но всегда можно включить воображение, что я и сделала с полным злорадства удовольствием. Хотя чему уж там особенно радоваться, на самом-то деле.

Ну и, конечно, никак нельзя обойти вниманием героиню, чьим именем названа книга - Анну Сверд. Она персонаж вроде простой и понятный, а в то же время способный преподносить сюрпризы. Бедная коробейница, к которой внезапно посватался пастор. Которая вышла замуж в надежде на усадьбу, где будет "лошадь и корова, служанка и работник". А получившая лачугу и мужа не от мира сего, отягощенного впридачу Теей Сундлер. Кажется, расчетливая крестьянка, обманутая в своей меркантильности, а вот не все так просто. Потому что и она, Анна, любила мужа. И как могла, пыталась ему помочь и вытащить из той западни, куда он с таким упорством прорывался. Удивительно, правда, сколько людей считали своим долгом помочь Карлу-Артуру? Только не в коня корм. Потому что это такой злосчастный человек, которому, если попытаешься помочь, так все еще хуже станет. Анна в том на своей шкуре убедилась. Однако, она не из тех, кто унывает и ропщет на судьбу. Она способна на многое, эта простая неграмотная коробейница с большим любящим сердцем и практический хваткой. Очень мне жаль, что на ее пути встали Карл-Артур и Тея. Очень жаль, что она не схватила мужа за шкирку и не стукнула пару раз головой о порог. Ему бы не помогло, конечно, но хоть бы душу отвела. Она достойна лучшего, честное слово. Искренне бы хотелось надеяться, что не поддастся она в конце, но вот терзает меня смутное сомнение... Все-таки пойдет она, ежели позовут. Эх...

В этой книге больше драматических моментов, чем было в предыдущих. Особенно одно событие в конце... Сильный момент, несправедливый, жестокий. Так вот и начнешь верить в семейные проклятия, а что ж еще остается после такого? Ох, не тот человек канул сами знаете куда...

А трилогия в целом - замечательная. Все три книги разные, каждая в своем стиле, но все читаются очень легко и с большим интересом. Так что с Сельмой Лагерлёф я определенно не прощаюсь.

Прочитано в рамках "Игры в классики" (8 тур) и "Пятилетку - в три тома!" (6 тур)

Ветка комментариев


Вместе со всеми радуюсь заголовку :)


))) Нечасто встретишь в одной книге аж двух героев, которых так хочется придушить))
Хотя я уже даже вижу, как бы ты стала их оправдывать)


Ахахаха, и как же? ))))
Я в этом году буду трилогию читать :)


Ну вот и узнаем тогда)))