Больше рецензий

medvezhonok_bobo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 апреля 2017 г. 15:36

2K

4 Читая мокьюментари

Зависший на грани банкротства режиссер Кайл Фриман, кажется, вытягивает счастливый билетик. Некий Максимиллиан Соломон, продюссер, предлагает шанс заняться любимым делом - снять фильм. Контракт обещает сказочные условия, гонорара хватит не только заполнить долговую яму, но и насыпать над ней приличный холм. Сюжет фильма сосредоточен на истории секты, так называемого Храма Судных дней. Его одиозная глава, сестра Катерина в конце концов привела своих адептов к кровавой резне, произошедшей в 1975 году посреди аризонской пустыни. В деле осталось много неясных деталей, что послужило благодатной почвой для измышлений самого разного толка. Наниматель Фримана просит взглянуть на историю с "паранормальной" точки зрения, принимая в расчет увлечения сестры Катерины оккультизмом. Кайлу предстоит за десять дней посетить три значимых для секты места: дом в Лондоне, где все началось; ферму под Парижем, где что-то изменилось; заброшенные шахты в пустыне Сонора, где все кончилось. Кроме того, он встретится для интервью с непосредственными участниками событий - выжившими членами секты.
Ну, и не только с ними. Хе-хе.

Понятно, что Фриман не останется бесстрастным наблюдателем и хроникером. Ему и оператору Дэну уготовано проваливаться в кошмары прошлого тем глубже, чем больше они узнают. История весьма захватывающая, особенно для Кайла, адепта "партизанского кино", одержимого своим любимым делом. Благодаря построению повествования, где сцены интервью чередуются с эпизодами исследования и съемки логовищ секты, параллельно разворачиваются две сюжетные линии. Читать признания выживших членов Храма интересно: что подвигает людей вступать в секты, почему так сложно разорвать эти мазохистские связи, как одна сильная личность выстраивает пирамиду культа с собой на вершине. Кроме того, эти взгляды в прошлое дают шанс разобраться, действительно ли в истории Храма крылось что-то сверхъестественное или же всему виной ЛСД.
Щекотание нервишек отдано на откуп второй сюжетной линии, где Кайл и Дэн приступают к съемкам в "нехороших местах". Нэвилл замечательно нагнетает давление ужаса и фиксирует состояние героев - от нервных смешков и шуточек до неумолимого скольжения к краю безумия. Книга вообще по-хорошему кинематографична, сцены легко встают перед глазами. Оторваться поначалу очень трудно, а потом уже поздно, вместе с героем обнаруживаешь, как глубоко ты увяз. Правда, по разным причинам: у Кайла - сгоревший предохранитель на инстинкте самосохранения, у тебя - в руках наконец-то хороший роман ужасов.

Это сильная книга. До поры. Единственный жирный минус в ней - финал. Сложилось впечатление, что автор просто не знал, как увенчать сюжет достойной концовкой, и пошел по пути наименьшего сопротивления, который, как известно, вымощен штампами. Вообще даже занятно наблюдать, как по мере обретения кошмаром вещественности падает градус "страшности" книги (точнее, взлетает; страх ведь холодный). (А когда речь заходит о борьбе со сверхъестественным при помощи огнестрела...это, простите, уже дурной тон). Отсюда - "голливудщина", эффектная в своем ключе, но испортившая созданную атмосферу книги, никак не связанная с ее общим настроением. Она даже вынуждает автора на излете повествования еще и ввести нового персонажа, который выглядит нелепее, чем Чебурашка среди Великих Древних.
Все-таки, чтобы напрочь смазать впечатление, этого недостаточно. Нэвилловский страх показал, каким он может быть, и это нам по душе. Затхлый, тесный, искореженный, иссушенный. Лишенный величественности, но обладающий историей. Страх летящих на дно.

Ветка комментариев


Пока издано три. Еще как минимум две - Кэмпбелл и Лиготти - в планах.