Больше рецензий

russian_cat

Эксперт

Кошачий взгляд на книги

8 апреля 2017 г. 12:03

2K

5 Еще одна история личности от Моэма

С каждой новой прочитанной книгой Моэма я с удовольствием убеждаюсь, что этой "мой" писатель. Всегда приятно найти автора, к книгам которого можно без опаски возвращаться, точно зная, что он не разочарует. Так было и на этот раз. Все тот же легкий, ироничный и лаконичный слог, диалоги, которые буквально хочется разобрать на цитаты, тонко прорисованные характеры персонажей и замечательная, неоднозначная, не оставляющая равнодушной история.

Казалось бы, что тут такого необычного? Завязка, на первый взгляд, самая тривиальная. Юная избалованная с детства красавица, засидевшись в девицах в ожидании "блестящего" жениха, в конце концов выходит замуж чуть ли не за первого встречного. Годы уходят, выбирать приходится все меньше, зато все сильнее давит мать, которой хочется побыстрее "сбыть" дочь с рук, да еще и младшая сестра, куда менее красивая, скоро заключит очень удачный для себя брак. И Китти, не желая испытывать подобное "унижение", соглашается выйти замуж за Уолтера Фейна, малознакомого и совсем ей не интересного, но зато безумно влюбленного в нее и работающего в далеком Гонконге. С ним можно будет уехать подальше от Англии и родного дома и начать жизнь заново, вдали от родственников, для которых она стала обузой, и от успеха младшей сестры.

Однако Моэм не был бы Моэмом, если бы на его героев можно было с самого начала с легкостью наклеить ярлыки и лениво и безучастно наблюдать всю оставшуюся книгу за их совершенно предсказуемым поведением. Нет, ведь значительная часть действия происходит не на "поверхности", а внутри персонажей. Они живут, меняются, думают, чувствуют, и совершенно невозможно для читателя остаться в стороне от этого процесса. Вольно-невольно он тоже погружается в историю, видит ее глазами главной героини, проникается ее мировоззрением и эмоциями. Хотя совсем не обязательно, что он их разделит и одобрит, но понять, почему она поступала так или иначе - поймет. Настолько психологически достоверными выглядят все ее душевные метания и поступки, даже самые, казалось, нелогичные и раздражающие.

Главные герои книг Сомерсета Моэма всегда вызывают противоречивые эмоции. Про них никогда нельзя однозначно сказать, нравятся они тебе или нет. В них, как в любых настоящих людях, одновременно уживается множество самых разнообразных черт характера и "тараканов", и далеко не всегда они привлекательны. Но тем интереснее читать про них, тем более ты веришь в героев и в историю, рассказанную автором.

В полной мере это и относится и к Китти. На первый взгляд, все с ней вроде бы ясно. На первых страницах перед нами предстает привыкшая к вниманию красавица, муж которой - Уолтер - сдувает с нее пылинки и готов выполнить малейшее ее желание. Она же сама, не испытывая к нему никаких чувств, кроме жалости и легкого презрения, да к тому же страдая от скуки, увлекается женатым помощником губернатора Чарльзом Таунсендом. Вот это - мужчина ее мечты! Красивый, атлетического телосложения, богач, спортсмен, умеющий и поддержать светскую беседу, и развлечь даму. Совсем не то, что ее муж - бактериолог, которому интересны только его наука, книги и бридж. Он, Уолтер, совершенно не умеет разговаривать на приятные и необременительные темы, он скучный и слишком умный, и совсем не блестящий кавалер. И что с того, что он добр, благороден и любит ее? От этого ей еще больше с ним ску-у-учно...

Но главное ведь — любить, а не быть любимым. К тем, кто тебя любит, даже благодарности не чувствуешь, с ними бывает только скучно.

Выйти-то замуж она вышла, но потом выяснила, что ей нужна еще и любовь, а полюбить мужа она не сможет никогда и ни за что. Зато Чарли всегда к ее услугам. Против красивой женщины, которая, к тому же, без ума от его непревзойденной персоны, он ни за что не устоит. И Китти искренне уверена, что это и есть любовь.

Но тайное всегда становится явным. Уолтер узнает об измене жены и ставит ей некий ультиматум. И вот тут-то и выясняется замечательная вещь: Чарли-то, оказывается, совсем не горит желанием портить себе репутацию и оказаться впутанным в скандал. Он, видите ли, очень привязан к своей жене, не хочет ее расстраивать, да и "о детях нужно подумать"... Стоит ли говорить, что это было абсолютно закономерно для всех, кроме Китти?

– Так нужно ли было говорить мне, что тебе ничего на свете не нужно, кроме меня?
– Ох, моя милая, нельзя же понимать буквально каждое слово влюбленного мужчины.


Разочарованная в своих надеждах, страдая от уязвленного самолюбия и от разбитой мечты об идеальной любви, злая на Чарли и на саму себя, она принимает ультиматум Уолтера и с этой минуты жизнь ее меняется...

До этого момента все достаточно прозрачно и предсказуемо, и читатель уже готов вынести Китти окончательный приговор. Однако же, история только начинается и дальнейшие события заставят нас увидеть ее в другом свете, взглянуть на нее другими глазами. Конечно, она не превратится ни с того ни с сего в идеал и все не закончится счастливым семейным хэппи-ендом, но мы ведь этого и не ждали, правда? Кому нужны идеалы? Куда интереснее наблюдать за развитием сложного, противоречивого характера, который по временам вызывает и раздражение, и сочувствие, и непонимание, и презрение, и надежду, что все-таки у нее все сложится более или менее хорошо, несмотря ни на что. Она - не цельная, раз и навсегда неизменная, натура. Нет, она живет и меняется под воздействием обстоятельств. Ей многое придется пережить, она растет как личность, учится понимать других, сочувствовать, видеть красоту в простых делах и вещах, учится любить других не за внешний блеск, а за то, что внутри. Она презирает себя, борется с собой, ведь та злосчастная любовь пустила в ее сердце слишком глубокие корни, и так, в одну секунду, от нее не избавиться.

Ей хотелось ощутить к нему презрение, потому что пока она его только ненавидела, она еще была слишком близка к любви и знала это.


Китти меняется, и так же постепенно меняется и отношение к ней читателя. Она уже не вызывает такой откровенной неприязни, как в начале. Она заставляет задуматься о том, что почти у каждого человека есть что скрывать, есть в душе что-то, о чем он и сам хотел бы забыть. Просто не в каждую душу нам дано заглянуть так, как в душу Китти, чтобы узнать все, что там творится.

Возможно каждый хранит в сердце какую-нибудь позорную тайну и всю жизнь только и делает, что старается уберечь ее от посторонних глаз.


Она бы, может, теперь и хотела все изменить, да только прошлого не воротишь. И остается только извлечь урок и жить дальше. Хотя бесследно ничто не проходит... И совершенное предательство (как и его последствия) навсегда останется с ней. Она верит, что теперь стала другой, и надеется, что сможет прожить дальнейшую жизнь совсем иначе, и не только для себя. Получится ли? Не знаю. Но почему-то хочу верить, что так.

P. S. Конец книги неожиданно навеял мне сравнение с прочитанной почти одновременно "Смертью героя". А именно: родители Китти так похожи на родителей Джорджа Уинтерборна! И вырастили одинаково несчастных людей. Вот только у Китти есть еще будущее, а у Джорджа уже нет. Поневоле задумаешься...

Прочитано в рамках "Игры в классики" (8 тур) и ТТТ 2017 (1 тур). За удачный выбор совета из подборки спасибо lovla_1177

Ветка комментариев


А как ты отнеслась к методам "воспитания" Уолтера?


Честно? Они меня позабавили)
СПОЙЛЕРЫ
Я вообще в этом деле за него. В частности, Китти бы ни за что не поверила, что Таунсенд никогда на ней не женится, если бы Уолтер буквально не вынудил ее пойти прямо поставить вопрос. Это "прозрение" для нее хоть и болезненно, но явно полезно было.
А насчет того, чтобы повезти ее с собой в холерный город... думаю, очень уж было сильно искушение ее проучить. Особенно это его невинное замечание: "А я думал, ты захочешь меня сопровождать.." мне прям вообще вкатило)) хотя он, конечно, не собирался подвергать ее опасности: не хотел, чтобы она ела сырые овощи, когда узнал, что она беременна, хотел отправить ее назад... В общем, я его вполне понимаю и одобряю, хоть он, может быть, в чем-то и перегнул палку.


Я совсем не за него, кроме одного момента. Вот в той частности, да, я согласна, что прозрение он ей устроил хорошее и нужное. Только от этого она бы не стала любить его больше. В общем-то она вообще никогда бы его не стала любить, не тот он человек для Китти.
А во всем остальном он меня прям вымораживает. И когда потащил в холерный регион - он ее убить хотел только не своими руками, так что я не считаю, что он не собирался ее подвергать опасности. Просто потом понял, насколько это с его стороны отвратно. В фильме еще ничего, Нортон для меня спас персонажа, но в книге мне от него пригорало прям.


Только от этого она бы не стала любить его больше

А он на это и не рассчитывал. Он знал, что она его никогда не полюбит. Он только хотел, чтобы она перестала строить иллюзии насчет Таунсенда.
Я все же не думаю, что он хотел ее убить. В конце концов, он ведь и сам туда поехал. И подвергался при этом куда большей опасности, будучи врачом. Если бы он заставил ее работать сестрой милосердия в госпитале для холерных или еще что-то в этом роде, тогда да. А так, для нее риск был минимальным, при соблюдении осторожности. Она могла хоть вообще из дома не выходить при желании, а в доме все продезинфицировать и есть пищу только тщательно обработанную (чего она не делала по собственной инициативе). И даже больше, мне кажется, если бы она изъявила желание все-таки уехать, когда они уже жили там, если бы продолжала бояться и если б ей вообще было, куда уехать, он бы ее отпустил. Но она не захотела сама.


Она могла хоть вообще из дома не выходить при желании,

Ну так, а зачем она там вообще нужна была? Ни зачем. Так что это чисто его прихоть - убить, напугать до смерти, отомстить.
Ну да, уже когда приехали, и он понял, что же он натворил, конечно, он ее был готов отпустить. А так эмоции ему глаза застили и вуаля. В общем, я его сильно не люблю.


Она и не нужна была. Напугать и отомстить - это да. Она причинила боль, он хотел причинить боль ей. Но не убить. А потом и его отпустило, и она сама изменилась.
А еще, пожалуй, он хотел увезти ее подальше от Таунсенда. Кстати говоря, ей предоставлялся выбор, насильно ее туда не тащил. Могла бы согласиться на развод и вернуться к родителям. Хотя он, естественно, знал, что она на это не пойдет.

В общем, я его сильно не люблю

Это я поняла) а я, в общем, как-то чисто по-человечески его понимаю. Может, он и был неправ, но желание причинить боль за боль понять можно. Можно говорить о том, что он изначально знал, на ком женился и должен был ожидать чего-то подобного, но...


Можно говорить о том, что он изначально знал, на ком женился и должен был ожидать чего-то подобного, но...

Вот, я так и говорю. Куда его глаза смотрели, и разве не видел, что она его не любит. И вообще он влюбился в ветреную хохотушку, а не в сурьезную мадам, а тут вдруг стал настаивать на переменах. Э, нет.


Ну с таким же успехом и ее можно обвинять: а чего ж ты вышла за него, если тебе надо любви, ты ведь знала, что его не любишь.
А насчет Уолтера, Моэм же поясняет, как это вышло. Он сделал ей предложение с тоски, наудачу и думать не думал, что она и правда может согласиться. Это для него было неслыханным счастьем, подарком небес, и он готов был пылинки с нее сдувать и все, что угодно, для нее делать, хоть и знал, что это не взаимно. И знал, что она легкомысленная и все прочее, и готов был ее любить такой. Но вот откровенной измены в собственном доме не смог выдержать. Все-таки можно понять. Когда во что-то всю душу вкладываешь, а в ответ только плевок получаешь, рано или поздно это выплеснется наружу.


Честно? Они меня позабавили)
СПОЙЛЕРЫ
Я вообще в этом деле за него.

тут я тоже с тобой.)


Урра, подмога))
Мы с Юлей аж целую дискуссию развели на эту тему)


а я вас почитала .)) я могу его понять полностью: и чувства, и поведение, ими вызванное. И не думаю, что он уж прямо убить хотел. Возможно это было сиюминутное желание, а потом просто наказать. Ну и уговорами там бы не помогло.
Единственно, что в конце он не простил , это мне сложно понять и принять.


Я поняла))
Я тоже его понимаю и вообще не думаю, что он хотел ее убить. Напугать - да. И вообще, ей была полезна такая встряска.
Я думаю, просто не успел... Слишком быстро все случилось. А в нем слишком сильно укоренилась эта горечь и обида. И хоть говорят, что в такие моменты все становится неважным и все обиды кажутся мелкими и незначительными, но, видно, это не про него.


и тут мы едины.))