Больше рецензий

25 февраля 2017 г. 23:29

99

5 Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии.

Сколько было написано критических статей литературными исследователями?Сколько литературоведов изучают это произведение, каждый его уголок, раскрывая тему каждой из 5 повестей, составляющих "Героя Нашего Времени" - огромное количество. Ведь это многогранное произведение, в котором, я думаю, и вправду описаны "пороки всего нашего поколения". Каждое поколение, каждая эпоха смогла бы найти в этом произведении отражение пороков общественности...Лермонтов начал писать этот роман в 1837(38) году, в то время в России было подавлено царем Николаем I декабристское восстание и, очевидно, Россия переживала не лучшие времена. Волна подавленности коснулась и Лермонтова, и настроя произведения, над которым он начал работу. Однако это не суть.

Поиск сути произведения, я думаю, можно начать с его названия: "герой нашего времени" и тут же поиск можно закончить; главный Герой" произведения и есть Печорин, вокруг которого развивается весь сюжет и события.
Печорин - аристократ. В его жизни есть все, буквально все для прекрасного существования нормального человека: деньги, возможность путешествовать, офицерское звание, любовь женщин, многочисленные приятели, ведь Печорин - образованный человек, умный, разбирающийся в людях. Такой художественный образ(точнее одна часть образа) его прослеживается во всем произведении. Но Печорина мучит его жизнь, она пресыщена всевозможными благами, она его томит, а главное - Печорин страдает. Дело в душе Печорина. Она неспособна на глубокие чувства, он, рассуждая об этом, мучается. Что он неправильно делает?

«Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние — не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, — тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины... », - исповедуется он княжне Мери.

Его душа, в попытке раскрыться, как цветок, с любовью к миру, пережила крушение, как корабль в море. Все настоящие чувства утонули...и теперь, мучимый отчаянием, он так и доживет свой век, без благородной цели существования. Но в произведении (!!!!!!) в одной из повестей "Княжна Мери", относящейся к Журналу (запискам) Печорина, он говорит, что чувствует, силы душевные его "необъятны":


«Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья - и никогда не мог насытиться. Так, томимый голодом в изнеможении засыпает и видит перед собой роскошные кушанья и шипучие вина; он пожирает с восторгом воздушные дары воображения, и ему кажется легче; но только проснулся - мечта исчезает... остается удвоенный голод и отчаяние!»

Он мог бы проявить эти "душевные силы", но т.к. они утонули, требуется огромная воля для их восстановления, а Печорин не смог бы теперь быть таким сильным, ведь он стал частью этого общества, которое вначале он презирал, он стал безнравственным, циничным, неспособным (как я говорила раньше) на глубокие, высокие чувства, стал порочным во всех проявлениях этого понятия - и все это сочеталось с его окружением, которому он показывал себя поверхностно, притворно-любезно и, разбираясь в психологии человеческой, мог делать с людьми, что он хотел. И это приводило к ужасным последствиям(Бэла, Мэри, Вера - тому примеры, и, конечно, Грушницкий, но это отдельно).После каждого такого последствия Печорин готов был сам умереть, но он не мог, он уже был морально мертв, его душа иссохла.

О чем шла речь?Да,о многогранности произведения и о его смысле. Смысл - главный герой Печорин, вокруг которого все крутится в этом произведении. И художественный образ Печорина и есть составление всех пороков того поколения, а может, и нашей современности, ведь в каком обществе не присутствует цинизм, безнравственность, бесчестие, корысть, которые могут сломать душу чистую и непорочную, так летящую навстречу этому миру? Но не стоит винить общество, оно лишь одно из побуждающих факторов, это также отдельная тема, на которую, как и на все, указанные мной в этой рецензии, можно рассуждать...и рассуждать бесконечно, как было сказано в начале, исследователи ищут, изучают, и все это безумно интересно.
В произведении "Герой нашего времени" отражаются действительно все пороки людские, и не только одного поколения, поэтому роман этот многогранен и глубок.

Комментарии


Лучшая рецензия! Спасибо!