Больше рецензий

7 февраля 2017 г. 11:14

3K

3 Всё не то, чем кажется...

Диана Сеттерфилд
«Тринадцатая сказка»



I

4ncy.png тут, внезапно явившись из опускавшихся на землю вечерних сумерек, неожиданно меня напугало что-то неведомое, что-то нежданное и непонятно откуда появившееся. Призрак! Я ясно ощутил пробежавший по спине холод. Небо заволокло непроглядной и свинцово-тяжёлой пеленой чёрных туч. Всё моё нутро сковал своими стальными прутьями леденящий душу страх. Вокруг меня находились безмолвные руины некогда величественного, а ныне сгоревшего, здания, которые навевали своим кричаще-молчаливым видом плохо скрываемую жуткую тайну. Они жили и вполне осязаемо дышали давно ушедшей на страницы истории трагедией, злобой и ненавистью. Болью стонут мёртвые руины. Мельком пронеслась мысль о мельнице Герхардта. Чёртово воспоминание. Касание было таким отчётливым, что моя душа ушла не то что в пятки, нет. Она испарилась. Это был призрак! Я замер, боясь пошевельнуться. Лишь глазные яблоки в панике, методично и равномерно как маятник, вращались вправо-влево, вправо-влево. В моей голове судорожно носились мысли, что делать и что меня ожидает. Я закрыл глаза. Это был кот по имени Призрак. Мяу! А где-то совсем близко на холме возвышалась давно покинутая людьми, угрюмая ветряная мельница, которая непрерывно скрипела своими огромными лопастями. И из которой, когда мои веки сомкнулись, донёсся невинный детский смех... А над землёй плыл туман.



II

4nppbcgoze.png бы я не хотел, ничего нового я не скажу про эту книгу. Она уже давно рассмотрена со всех сторон. Да ещё какого-то глубокого смысла она в себе не несёт. Но... 1629 рецензий уютно располагаются на всеми нами любимом сайте LiveLib на момент написания сего опуса. И я прямо-таки считаю своим долгом добавить ещё одну! 1629! И 29 историй. Историю не расскажу, так как нет никакой из ряда вон выходящей, а до Виды Винтер в плане фантазии, видимо, мне далеко. Спасибо вам, товарищи рекламщики, пиарщики, маркетологи и кто там ещё есть. Ваш вклад в это неоценим. Поработали вы на славу! И писательница Диана Сеттерфилд тоже поработала на совесть, объединив в своей дебютной книге все клише, присущие жанру готического романа. Ну вот всё и вся она запихала в этот роман! Это является как достоинством, так и главным недостатком. Замок, старая тёмная история, загадочная и нелюдимая героиня (да ещё и не одна), тайны, привидения, близнецы там, близнецы здесь, гнетущая атмосфера (ладно-ладно, шучу), тотальный декаданс, дождь, снег, слякоть за окном, болотистая местность, грустное настроение, садовник (!), книжки, библиотеки, расследования, история в истории, пугающие тайны, потеря ощущения реальности, инцест, саспенс... Ах, мой милый Эдгар Аллан, пламенный тебе привет передаём мы из будущего, в котором явись ты нам в образе Марли из диккенсовской «Рождественской песни в прозе», то мы бы вскинули бровь и удивились. Но испугались бы!? В век, когда маленькая девочка может через семь дней подняться из колодца и выйти из телевизора. Думаю, на вышесказанном можно было закончить не только перечисление, но и рецензию. * Но нет, вы от меня так легко не избавитесь. И никакие кресты и заклинания не помогут* Так как из этих слов дальше всё становится понятно и отчётливо ясно, что читателя ждёт. Любителям всего этого достаточно, чтобы обратить своё не угасающее внимание на этот роман. И по прочтении высказаться в восторженных тонах. Но... После прочтения аннотации или первых глав самого романа, главная интрига плавно перетекает лишь в одну плоскость и заключается только в том, окажется ли история, рассказанная автором, вторичной или нет. Всё! Увы, для меня она оказалась вторичной. И пусть я не читал так разрекламированные книгой «Тринадцатая сказка» классические романы готического жанра «Джен Эйр», «Грозовой перевал», «Женщина в белом», мне это не помешало прийти к такому выводу. Читал же я, в конце концов, и других представителей жанра. Так что в целом я с ним знаком. Эх, сказывается моё готиш-ш-ш-шное прошлое. *мечтательная и сентиментальная улыбка на устах моих явилась миру*

Дальше...


III

4nppbxqozdem8wfo.png отнюдь не лишена определённого шарма, обаяния и способна привлечь внимание даже без мощной рекламной кампании. Тут и спорить нечего. Факт! Такие загадочные истории-страшилки всегда были в ходу у читающей братии и «проглатывались» с большим трепетом. Текст стилистически выдержан и красив (нет, ну а чего вы ещё хотели от готического романа. Тем более от претендующего на сравнение с неувядающей классикой и готовым встать в один ряд с произведениями прошлого), он содержит ёмкие метафоры, тонкие и точные сравнения, много внимания уделено скрупулёзному показу малейших деталей в одежде, жестах, окружающей обстановки, находят своё телесное воплощение оживающие в воображении и запоминающиеся герои, читается книга легко (даже очень), интрига подаётся как и положено в таких случаях, атмосфера тайны и разгадки нагнетается постепенно, детали пазла преподносятся чётко и своевременно, что как и всегда добавляет загадочности и стремления поскорее прочитать книгу для того, чтобы узнать финал. Нить за нитью распутывается клубок... Что ж, остаётся только процитировать автора: «Магия слов, без сомнения, существует. А если ими манипулирует человек умелый и знающий, эти слова запросто могут взять вас в плен». Но конец подкачал. Сильно так подкачал. Чувствовалось, что под конец автор просто-напросто выдыхается и хочет, чтобы история поскорее закончилась, Смятый, скомканный, со всеми возможными и невозможными наворотами и поворотами. Как-то совсем нет... Уютная зимняя атмосфера в домашних условиях добавляет к восприятию героев и погружению в предложения, посредством которых нам рассказывают историю, свои сто грамм. Всё в книге находится на своих местах. Всё располагается по заветам мисс Винтер. Всё в лучших традициях и без каких-то наворотов (почти). Завязка. Развитие сюжета. Развязка. Завязка. Постскриптум (без которого вполне можно было обойтись и который полностью испортил впечатление от заключительной главы). Не придраться. Но... На мой взгляд, в книге с первых же страниц присутствует явное стремление автора заигрывания с читателем. Мол, вы получите всё то, что хотите. И ничего лишнего не будет. Я сполна оправдаю ваши ожидания! С самого начала для меня всё кажется несуразным, нелогичным бредом. Хотя поступки героев вроде бы логичны и не кажутся несуразными. И грызёт червяк сомнения, подтачивая и истощая ослабший из-за зимней стужи организм.



IV

4nj7dygttxemxwct4gby.png боль от того, что всё здесь высосано из пальца и не стоит ломанного гроша. Предательская мыслишка и закоренелая уверенность в том, что всё в романе искусственное, ненастоящее и пластмассовое упорно не хотят покидать мой задурманенный умишко. Не исключено, что автор сама зачитывается/зачитывалась великими книгами из прошлого и безумно любит их. Но желание автора и/или издательств «срубить бабла» невольно заставляет задуматься о внутреннем неприятии этого хорошо продуманного предприятия. Интервью без диктофона меня просто поставило в тупик. Карандаши, бесчисленные карандаши. Нет, я всё понимаю. Но психов иногда не понимаю. Эх, беда, беда. Я тоже люблю карандаши, намного больше чем ручки. Но делать из них культ и списывать руки в кровь? В книге есть моменты, которые действительно интересно читать. И даже перечитывать. Серьёзно! Они хорошо, даже можно сказать, что мастерски и занимательно написаны, да так, что включается настоящий полёт читательской фантазии, присутствуют прекрасные речевые обороты. Но... Не отпускает ощущение, что книга является жвачкой, книгой на один раз, на один день. Всего лишь чтение для того, чтобы уютно расположиться в любимом скрипучем кресле-качалке, сделать себе кружечку горячего какао, отключить мозг, расслабиться и беззаботно провести парочку наполненных фортепианными раскатами зимних вечеров (а что нам, читателям, ещё нужно, ведь так?). Пошумит и забудется. Исключительно коммерческий продукт. Что совсем не может радовать. Читаешь, получаешь удовольствие и расстраиваешься, плачешь от понимания сути некоторых вещей. Возможно, книга получит довольно-таки смотрибельную экранизацию. Как, например, «Код Да Винчи», «Сумерки» или *прости, Хоспади* «LXXV оттенков серого». Но она всё равно останется лишь одной из многих. Она не станет она классикой, так как не несёт в себе ничего нового и в жанр это творение Дианы Сеттерфилд ничего добавить не способно. Сказка она и есть сказка. А как мы бы не хотели, но в XXI веке сказки хоть популярны, но уже потеряли свою уникальную и неповторимую магическую силу. Да ещё это дерзкая догадка на середине книги, когда ты обо всём догадался... И чувство небольшого разочарования в конце от того, что история не стала моей. Но ничего страшного. Ведь сколько ещё подобных произведений хранится в моём ридере и в ближайшей библиотеке.



V

4nj7bq6osdemfwf74napdda.png героиня по имени Маргарет Ли (девятнадцатого декабря! Ну почему не шестнадцатого!?) мне не понравилась сразу. Моментально. С первых строк. Эта девица вызывает раздражение. И чем дальше, тем больше. Это больной человек. Психически больной. Нелюдимая девушка, которая вечно «себе на уме». Слегка инфантильный интроверт. Звезда ты моя малахольная. Девица, которая любит плащи, брюки, перчатки и шляпки. Девушка, которая видит то, чего нет, то, что она хотела бы видеть. Способность во что бы то ни стало в каждом зеркале, в каждом дуновении ветра узреть несуществующего человека поражает. И огорчает. Я не люблю таких вот героинь, коей изобразила её Диана Сеттерфилд. Мне тут же вспоминаются со своими отталкивающими главными персонажами прочитанные, и не шибко понравившиеся, ранее «Мы живём в замке» Ширли Джексон и «Тёмные тайны» Гиллиан Флинн. Замкнутая на чём-то одном серая мышь, которая упорно не желает выйти из своего панциря и с каждым днём, месяцем, годом всё более становящаяся потерянной для нормальной человеческой жизни. Вся эта маниакальная зацикленность на чём-то одном. В данном случае это книжки, книжки и ещё раз книжки. Сентиментальная попытка сыграть на чувствах книголюбов. Ведь все мы от этого её увлечения способны только воскликнуть «АХ!» и увидеть в ней себя Это меня всегда напрягает, отталкивает и раздражает. Я считаю, что человек должен быть развит разносторонне. Здесь у героини этого нет и в помине. Только книжки и мертвецы. Биографии мертвецов. И вымышленные герои. Совершенно неинтересный и пресный персонаж. И в жизни реальной мне таких людей всегда до боли жалко. Так жить — это прискорбно. Но ладно, если бы она ещё имела разнообразный вкус в литературе. Так нет же! Только авторы XIX века с той самой атмосферой и манерой изложения. И всё! Как же скучна должна быть её жизнь! Ведь не так много этих самых авторов и их творений, чтобы полноценно заполнить ими свою жизнь. Тут уж приходится идти на второй круг, третий... Но есть две черты в таких людях, которые вызывают во мне восхищение. Это упёртость и выживаемость. Но это не твердолобое упёрство, когда он стоит на своём словно баран, нет. Это желание добиться своего во чтобы то ни стало и дойти путь до конца. А выживаемость находит олицетворение у них в том, что в какую бы передрягу они не попали бы, всегда выберутся. И выберутся став ещё сильнее. И пусть в конце автор одела её в более благодушные, живые, трепетные, сопереживающие и полные одеяния, всё равно первоначальное впечатление это не смогло перебить. Я желаю ей счастья в дальнейшей жизни. Может быть, её «недостатки» всё-таки немного отступят на второй план и у неё всё сложится хорошо.



VI

4nq7bxo.png наша ненаглядная красавица мнит, что весь мир вращается вокруг неё одной. Ведь она повелевает людьми. Только люди эти вымышленны. И истории их тоже вымышленны. А королевна думает, что живёт. Но назовёте ли вы это жизнью, а? Отец её хотя бы куда-то там ездит и встречается с людьми. А наша дамочка только знает себе, что читает и сидит на шее у отца. Хоть и работает в семейном, как говаривал некий господин по имени Джемс Броуди, предприятии — букинистическом магазине. Чёрт, я люблю, я обожаю ходить в букинистические магазины, мне нравится порой «зависнуть» там, слушая монолог какого-нибудь пожилого человека, но чтобы самому работать там. Увольте! Может быть, только на старости лет. Сейчас же, в молодости, я не хочу просиживать целыми днями свою задницу в одиночестве. Я хочу жить настоящей, реальной жизнью, общаться с живыми людьми, пить с ними чай/кофе/какао и делиться печеньками. Я мог бы пожелать этого же нашей милой героине, но не буду. Она безнадёжна. Она отрезанный ломоть. Про других героев и сам сюжет ничего говорить не буду. Вам будет не интересно. Лучше прочитайте книгу сами. Труда это не составит. Автор хорошо рассказала историю, правильно расставила акценты и вдохнула в пожелтевшие страницы давно ушедшие времена. Загадочная Вида Винтер, диковатые сёстры-близняшки Аделина и Эммелина, старина Аврелиус, доктор Модели, милый работяга Джон, Миссиз, упрямая и правильная гувернантка Эстер, сумасшедшая Изабелла, психопат-нелюдим Чарли (это вообще финиш)... Впустите их в свою жизнь, познакомьтесь с ними. Но если читать не собираетесь, то и не надо. Много вы точно не потеряете. А я же пока отправлюсь в другое холодное путешествие. Путешествие, в котором я очень надеюсь не замёрзнуть и оставить свой разум на месте, из которого хотелось бы вернуться живым. Здравствуйте, капитан Крозье, принимайте на борт...



kyzfgmo.png И знаете что!? Я на своём недолгом веку был знаком и с близнецами, и с двойняшками, и даже с тройняшками (музыкант, художник, журналист). И, надо же, все они были очень даже нормальными детьми и стали вполне успешными людьми, которые имеют полноценные семьи, более-менее хорошую работу, общественные связи...



«Люди, неспособные наполнить свою жизнь здоровой любовью к деньгам, обычно страдают патологической тягой к таким вещам, как правда, честность и справедливость...»

Рецензия написана под музыку Rammstein — Mein Herz Brennt (Original & Piano version), Benjamin Wallfisch — The Thirteenth Tale и Pakito — Living On Video.

Danke für Ihre Aufmerksamkeit!
Mit freundlichen Grüßen
А.К.
картинка Rudolf

Книга прочитана в рамках игры «Четыре сезона. Год 3-й. Зима 2016/17».

Ветка комментариев


Спасибо,держусь:)))