Больше рецензий

951033

Эксперт

будет лямзать

5 февраля 2017 г. 22:53

4K

5 Голос слизня

Вандермеер – особенный. Вандермеер – не такой как все. Сам он прекрасно об этом знает и этим пользуется. К какому только жанру не пытались его причислить издатели: и альтернатива, и триллер, и хоррор и чуть ли не НФ. Но сам Джефф определяет себя и группу соратников как new weird – «новые странные». Конечно, методы у каждого из этой группы совершенно разные. Чайна Мьевиль, к примеру, кажется мне таким ремесленником, трудягой-коммунистом, который замыслил построить завод, и вот он его строит. Вандермеер на его фоне выглядит скорее пропойцей-поэтом, который раз в год выдаёт по стихотворению, зато такому, перед коим померкнут все многотрубные заводы Мьевиля заодно с копотью ими произведённой.

Там, где покоится зловонный плод, что грешник преподнес на длани своей, произведу я семена мертвецов и разделю его с червями, что копошатся во тьме и питают мир своими соками, пока из тускло озаренных залов прочих мест в корчах проступают формы, каковых никогда не было и никогда не будет, к непокою немногих, кои никогда не зрели того, что могло бы быть.

o-o.jpeg

Только ленивый не сказал, что две первые части Southern Reach Trilogy – «Аннигиляция» и «Консолидация» - похожи, соответственно, на «Пикник на обочине» и «Улитку на склоне», что очевидно и споров не вызывает. Сказать же, на что похожа третья часть уже сложнее. Из АБС по атмосфере «Ассимиляция» напоминает скорее «Далёкую радугу» - заранее обречённые хождения героев по кругу, так как самое страшное уже произошло и отвратить его ну никак нельзя. И отдалённый привет «Попытке к бегству» - смотрителя маяка зовут Саул – в слабых попытках главных героев на протяжении тридцати лет понять, а что же здесь у нас, собственно, происходит-то вообще. Напомню, в «Попытке к бегству» Саул говорил: «Вы сюда вернетесь, я знаю. Так помните, что начинать нужно всегда с того, что сеет сомнение...» Как и АБС, Вандермеер абсолютно шикарным жестом использует приём отказа от любых объяснений, демонстративно не ударяясь в причины и предпослыки возникновения Зоны Х и всего происходящего там кавардака.

В черной воде, под полуночным солнцем те плоды созреют и в темном молчании, что зовут золотом, лопнут, и все узрят гибельную непрочность земли.

o-o.jpeg

Настоящая же проблематика у Вандермеера, как и в двух предыдущих романах, начинается скорее в том, что герои не могут ассоциировать себя со своим прошлым, будто Зона вылепила из всех них неполноценные копии, в чём-то урезанные. Потому их и тянет обратно в попытке найти то, что у них там отняли. И все попытки читателя понять трилогию «с фэнтезийной стороны», с, так сказать, «нахлебной» - что есть Зона X, чем она нам угрожает, и что мы можем от неё получить? – терпят абсолютный крах. В лучших традициях постмодернизма Вандермеер даже не игру ведёт с читателем, а откровенно издевается над ним. Как будто говорит: да отстань ты, у меня тут ведро незалеченной психосоматики, а ты опять со своими монстрами, колодцами и «мне скучно» лезешь. И даже пресловутый символизм маяка и перевёрнутой башни так и не находит объяснений: в третьей книге внезапно появляется ВТОРОЙ МАЯК, что делает уравнение ещё более сложным для слабенького читательского умишки.

Тени бездны подобны лепесткам чудовищного цветка, который расцветет в черепе и распространит рассудок за всякие пределы того, что под силу снести человеку, и все, что разлагается под землей, на зеленых лугах, в море или даже в воздухе, – все постигнет откровение и возликует, открыв знание зловонного плода из руки грешника, ибо нет греха ни во тьме, ни в свете, которого семена мертвецов не смогли бы простить.

o-o.jpeg

Джефф Вандермеер – особенный. Обсмотревшийся Босха, обчитавшийся позднего Набокова, Эдварда Уитмора, Мервина Пика и Анджелы Картер – не самых простых и понятных авторов на свете, он никогда не опускается до однозначного прямолинейного повествования. Я бы даже сказал, что потихоньку из гнезда своего new weird fiction он всё больше и больше примыкает к рядам трансгрессивной литературы. Чем, как не трансгрессией является пугающее босхианское полотно «Подземного Венисса», совершенно отмороженная хроника замедленного грибного взрыва мозга в «Городе святых и безумцев». И весь экстерьер «Трилогии Южного Берега» к третьему тому уже буквально вопит о том, что он не то, чем кажется. Как кто-то здорово отметил на фантлабе: «Когда первый искусственный интеллект напишет свой первый роман, получится, мне кажется, что-то ровно такое же. Чужое, холодное, неожиданное. И вместе с тем логичное, последовательное, жестко выстроенное». Как будто сам Солярис вдруг сел и написал роман про Криса Кельвина. Как будто сама Зона нам пытается что-то сказать. Голосом слизня. Что сидит на дне перевёрнутой башни. И ждёт. Тебя.

И приидет огонь, что знает имя твое, и вместе со зловонным плодом его темное пламя поглотит тебя без остатка.

o-o.jpeg

По-прежнему рекомендую ознакомиться с иллюстративными материалами к трилогии вот здесь
А также хорошие новости: Алекс Гарленд, писатель и режиссёр, экранизировал первую часть трилогии - «Аннигиляцию» с Натали Портман и Дженнифер Джейсон Ли в главных ролях. Ждём в 2017

...

o-o.jpeg

Ветка комментариев


кто есть трангрессивная литература? помедленней, я записую


Используй силу, Люк https://shkolazhizni.ru/culture/articles/15397/


ай-яй-яй. какое расстройство. что такое трансгрессия, я знаю, но в отношении литературы не слышала. думаю, ну наверно какое-то новое направление, которое лева неясно где достал вообще, рыскал и рыкал наверно, ни одного имени не знаю наверняка.. открываю статью, а там, ну это паланик, уэлш, пелевин и все эти вот.


всё новое трансгрессивное - это хорошо забытое старое альтернативное


А мне казалось, это когда куда-то просто перемещаются: конек-горбунок, например.


Не, это травелоги