Больше рецензий

RomanKot

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 декабря 2016 г. 20:38

780

Завораживает с первых строк.

А какой чуднОй язык! Какая прелесть для читателя!

Ибо:

Слову единственному и привелось спастись


Прекрасно, что среди высокопарности, в тексте можно встретить:

… прифагоцитился интервьюер.



Повествование напоминает снежный ком: только ты пережил эмоциональный всплеск в конкретном сюжете, как это же событие показано с иного дальнего/ближнего и иноугольного уровня, плюс дополненное фактами иных судеб, обстоятельств и даже погоды.


А юмор, тут явно эковские отголоски! Начиная от универсальной (т.к. поймут на всех континентах) шутки про бороду, до специфически нашенского про лозунг на советской демонстрации. Мне понравился всё же пассаж про вёдро и ведро, - и это же в серьёзном театре! :)

Что ж:

… важнейшим, что остаётся, почти всегда оказываются не дела, а слова


При этом такой «салат» из разных эмоций, несмотря на их противоположность, даёт прекраснейший вкус, не лишённый пикантности.

Возвращаясь к тексту книги, хочу поделиться ещё одним личным впечатлением: «Цвингер» тот редкий случай, когда не так важно «что дальше?», ибо получаешь кайф от отдельных смысловых кусочков. При этом даже описания тяжёлых обстоятельств не оставляют гнетущего следа, а скорее поднимают тебя над суетой повседневности и тебе делается стыдно за свою тревожность по поводу текущих напрягов.
А ведь есть вполне себе светлые и даже лёгкие моменты, как белое игристое…


Так думал я примерно до середины книги. Потом, сначала робко, а чем дальше, всё сильнее, начинает подташнивать от этого «кушанья». То горько, то приторно, но рвотный рефлекс всё ощутимее…


Автор перебарщивает с бесконечными аппеляциями к трагическим моментам личной жизни героя (и его родственников) на фоне описания похотливых страстишек этого самого героя (уже в современности), от чего произведение теряет свою внутреннюю силу и даже свою художественную глубину. Вот описаниям и чувствам, например, Ремарка, веришь и даже перенимаешься ими, а в «Цвингер» Костюкович нет. И если честный негатив, которым потчует читателя Ремарк, несмотря на весь ужас, тем не менее, очищает читателя и реально появляется жажда жизни, то после негатива Костюкович хочется только удавиться.

Справедливости ради надо отметить, что произведение имеет свои сильные стороны. Например, линия Любы, той самой, одной из легиона «миланских украинок».
Вот где автор мастерски выстроил эмоциональную линию от сочувствия к её тяжёлой жизни до ненависти к этой сволочи.

К достоинствам книги следует также отнести уже упомянутый особый язык и словесные обороты. Не обошлось без красивых экивоков в сторону итальянцев:

«Видно, не столько мнение мировой общественности волнует итальянцев, сколько им хочется посидеть в час вечернего бриза под старинными башнями на площадях.»


И, таки да, есть отдельные моменты, которые хочется часто цитировать, например:

«Общее значение свойственно только идиотам. Человек с развитым интеллектом разбирается в частностях!»



А как прекрасно подмечено о путешествиях. О не дорогих и не пафосных отелях :

«А на пустом и голом месте забываешь об окружающем мире. Сосредоточился на своём, посвятился себе»

Словосочетание то какое интересно-приятное: посвятился себе.

Но

«Одно дело музыкальная фраза и сюжет, а совсем другое – реальность в ощущениях»


Разочаровывает детективная составляющая.
Хотя начиналась очень интригующе, со многими «вводными» и даже «страшилками».
Но вот разрешение в один день, в одном месте, в одном часе и со всеми присутствующими (даже потерянными десятки лет назад) очень уж штамповкой отдаёт. При том, что одна из главных жизненных трагедий героя произошла из-за «разминовки» с Тошей в несколько дней (она 3 дня ждала в Орте, а он прилетел через неделю). А тут все и всё одномоментно да ещё и с привкусом низкопробного сериала.

Прочитывается попытка создать шедевриальный многослойный текст, типа эковского «Маятника Фуко» или даже «Пражского кладбища» с историческими фактами и сюрпризами но, от произведений Мэтра тут лишь многословие, куча имён почивших и ныне здравствующих личностей, да реклама некоторых известных ресторанов и брендов итальянской одежды. В качестве реалистичности – тексты кАгЭбэшной прослушки.

И ещё, самое главное из непонравившегося, оно же самое трудное для рецензии… Создаётся впечатление, что Костюкович как бы оправдывает себя, вернее свою эмиграцию, как единственный путь для интеллигентного человека, мол все умные тут (Милан, Париж этсетра), а все лохи – там СССР, затем СНГ.
Текст многослойный и перегружен эмоциями (преимущественно негативными)

Моя оценка этого произведения колебалась от пятёрки в самом начале, до единицы в конце. Поэтому рецензии вообще без оценки.

Эту рецензию написал несколько месяцев назад, но выкладываю только сегодня.

Да, самое главное, после этой книги нужно обязательно прочитать что-то более умное или просто позитивное, для очищения. Я, например, перечитал «Баудолино» Эко, для очищения:)