Больше рецензий

Гордеева Ольга (Beatrice_Belial)

Эксперт

Литературовед, герменевтик.

27 декабря 2016 г. 13:11

1K

4 А вы, друзья, как ни сходитесь, а в дуэлянты не годитесь.

«Довольно увлекаться-то, пора и рассудку послужить».
(Лизавета Прокофьевна Епанчина, «Идиот»)

Интересную вещь Антон Павлович сочинил, в ней много премудрости, хотя эта повесть и кажется до беспредельности простой и даже какой-то банальной. Она вовсе не о дуэли и я никак не возьму в толк, почему Чехов решился на такое громкое название. Всё в этой повести не про дуэль: время, место, обстоятельства, причины и поводы и, самое главное - люди. Эти люди не из тех, про кого можно рассказать дуэльную историю, они смерти боятся и они… мелки. Может в том и была премудрость, потому что слишком уж часто у меня складывалось впечатление, что я играю не в шахматы, а в шашки. Но это не от того, что повесть плоха, вовсе нет, она - замечательная. А от того, что игра в шашки названа игрою в шахматы и именно так автор и задумал.

Как я представляю себе идеальную дуэль? Знаю, едва ли разумно говорить так о дуэли, но ведь душа во всем стремится к совершенству. Итак, дуэль лучше проводить осенью или зимой, так поэтичнее. Весна, скажем, или, уж тем более, лето для этих целей не подходят совершенно. Оправданием могут послужить лишь очень веские причины стреляться именно при хорошей погоде. Лучше всего так. Снежный зимний день. Не слишком, впрочем, холодный. Большие, красивые снежинки кружатся в воздухе, словно белоснежные бабочки. Тишина неимоверная. Все вокруг замерло, затаило дыхание, только лишь снежинки медленно вьются в своем танце. Дуэлянты спокойны и хладнокровны. Без лишних разговоров к барьеру и… хотелось бы написать, что обязательно кто-то должен умереть, но, на самом деле, можно сделать даже интереснее. И пусть ни единая капля горячей крови не упадет на снежное покрывало, укрывшее землю, главное - противники должны получить свой шанс на выстрел. Между прочим, кто бы, что и как не говорил, а дуэль – дело серьезное и правильное.

Но спустимся с белоснежных горных вершин на землю и поговорим о «дуэлянтах» этой чеховской повести. Лаевский и фон Корен -две стороны одной медали, две крайности, из которых каждая плоха на свой лад. Лаевский- пьяница, сладострастник, легкомысленный и слабый человек, который сам себя презирает. Корен - упорный, трудолюбивый, но до жестокости нетерпелив к чужим слабостям и порокам. Кто из них хуже или лучше? Да оба они «хороши», но при этом, как ни странно - оба вполне неплохие и самые обычные люди. Самойленко меж ними, как меж двух огней- такой добрый, честный, жалостливый человек. Но и он не идеал, слишком уж сердечен и наивен, что приносит один только вред и ему, и его «подопечным».

И Лаевский, и Корен - не дуэлянты, ничего о дуэлях не знают, так к чему же стреляться, почему не просто драка, которая им обоим была бы более под стать? Да и само это место не для дуэли, она выглядит нелепой там и «дуэлянты» смешны. Смешны они, между прочим, не только во время самой «дуэли», но и в обычной жизни. Чего они хотят, к чему стремятся, зачем всё так нескладно и пошло в их жизнях, зачем в них нет любви и великодушия? Читая чеховскую «Дуэль», я упорно вспоминала: «А вы друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь», и от этого становилось грустно и тоскливо.

Но, как мы все прекрасно знаем, «конек» Чехова- это финалы его произведений. В них всегда содержится тот самый ключ, раскрывающий изначальный замысел автора и его отношение к рассказываемой истории. Финал «Дуэли» упоителен и премудрости в нем очень много. На первый взгляд, мы получили классический хеппи-энд: «дуэлянты» остались в живых, оба одумались, встали на путь исправления, взялись за труд и перестали, наконец, заниматься ерундой. Только вот, что-то не вижу я бездны счастья в том самом браке на нелюбимой женщине. А так ли уж исправился Лаевский? На самом деле, он просто сломался. Заглянул в глаза смерти и… щелк! Такое бывает, сама видела в жизни схожие примеры. Теперь всё, «крышка» Лаевскому, жизнь его будет такой, что он много раз пожалеет, что его не застрелили на той самой «дуэли».

Ну а фон Корен? Ему грустно. Случившееся надломило в нем не только веру в себя, как в деспота и вершителя справедливости, но и в саму эту жизнь и людей, которые так мелки даже для дуэли, куда уж говорить об устройстве идеального общества. И вот он уезжает в дальние дали, тоже вроде как одумавшийся, да только утративший свой огонь. Что его там ждет? Одно можно сказать точно - дуэлей больше не будет.

Так, непримиримые противники сходятся на том, что «никто не знает настоящей правды», они прощаются и у каждого остается пустота в душе. Один лишь Самойленко счастлив и доволен, потому что в рамках его мировоззрения все устроилось просто шикарно. И тут поймите меня правильно, Самойленко- хороший человек, замечательный, честный и справедливый, но он понимает, что этот мир (в котором живут герои повести), эти люди, эти события- все это не про дуэль.

P.S. А настоящая правда, все-таки есть и Чехов это знал, потому и написал сие произведение.

P.P.S. Моя любимая экранизация чеховской «Дуэли». Актерская игра выше всяческих похвал:)

01:34:19

Комментарии


Про идеальную дуэль вы красиво написали :) Прямо захотелось кого-нибудь убить под хоровод снежинок :)))
Однако мне кажется, использование огнестрельного оружия не так красиво. Ну подумаешь: стрельнул -- упал. Романтики никакой. Красоты можно добавить, если заменить снежинки зимним солнцем. Картина такая: мозги веером разлетаются так, что на мгновение в них мелькает радуга -- вот это да! Это по-киношному. Но для этого надо очень тщательно целиться. Лазерный прицел может помочь :)))
Совсем другое дело оружие холодное. Не финский нож, конечно, и не тяжёлый двуручный меч, а что-нибудь длинное и лёгкое типа шпаги или рапиры. Например, Гамлет против Лаэрта. Балет да и только! Особенный цимес ситуации придаёт маленькая деталь: согласно данным королевы Гертруды, Гамлет "тучен и одышлив". Ну просто красота как представишь себе такое в деталях :)))

Прошу прощение за такой анекдотический коммент. Просто я считаю, дуэль -- дело довольно дурацкое. Если уж действительно справедливость требует кого-то убить, так надо это наверняка делать :)


Про идеальную дуэль вы красиво написали :) Прямо захотелось кого-нибудь убить под хоровод снежинок :)))

Спасибо, я старалась:)))
Вот это вот "тучен и одышлив" о Гамлете- это моя душевная печаль, я не могу так Гамлета видеть, поэтому представляю себе их с Лаэртом бой (именно так) исключительно по-киношному:) И мне так нравится:)))
Дуэль- дело интересное и спорное, да и всё это в прошлом, я потому и использовала слова Л.П. в качестве эпиграфа к рецензии, а ваш коммент замечательный:)


Я смотрел несколько фильмов по "Гамлету", и Смоктуновский, мне кажется, очень достойно Гамлета изобразил, в том числе и бой с Лаэртом. Ещё есть монолог Гамлета в двух вариантах в исполнении Высоцкого из спектакля Таганки. Тоже нравится.
В обоих случаях Гамлет скорее тощ и вынослив :)))
Других исполнителей не помню, но все они примерно такие же, так что вы не одиноки в предпочтениях :)
Однако Richard Burbage, вероятно, первый исполнитель роли, был как раз правильной комплекции :)))


Гамлет Смоктуновского, на мой взгляд, идеален. Для меня это вообще главная его роль. А Высоцкий, кстати, и в этой экранизации "Дуэли " присутствует, как я написала в рецензии -актерский состав фильма превосходный. Эх, какие были актеры...


Я, кстати, "Дуэль" всегда только смотрел, и никогда не читал. Высоцкий, подозреваю, делает фон Корена несколько иным (добавляя ему свое собственное обаяние, хотя и ограниченность этого типа он передает мастерски), точно так же, как подозреваю, что Даль в точности передает Лаевского.

Идеализированная же дуэль действительно хороша (в своем образе), да вот беда - в реальности это значит лишь (видимо) - чуть что - и сразу дуэль. Тоже глупо. Другое дело, что далеко не все дуэли кончались смертельным исходом, но тут надо бы всю эту тему изучать, она интересная.


Высоцкий, подозреваю, делает фон Корена несколько иным (добавляя ему свое собственное обаяние, хотя и ограниченность этого типа он передает мастерски), точно так же, как подозреваю, что Даль в точности передает Лаевского.

Фон Корен Высоцкого действительно несколько мощнее и интереснее чеховского. Лаевский Даля, на мой взгляд, именно такой, как в повести. Хотя в фильме есть моменты, где Даль своей игрой предал этому герою несколько больше глубины, чем было у чеховского Лаевского (так я увидела, по крайней мере).

Другое дело, что далеко не все дуэли кончались смертельным исходом, но тут надо бы всю эту тему изучать, она интересная.

Для меня дуэльная тема (признаюсь) в основном интересна в связи с Пушкиным и Лермонтовым и я планирую ее изучить более подробно в следующем году. Уже нашла подходящие книги, возможно буду писать на них рецензии. Тема интересная, ты прав:)


Буду эти рецензии читать, ну и книги, может, тоже:) хотя.. эх... всего не прочитаешь:(


Если будет желание что-то прочесть на дуэльную тему, то пожалуй, можешь ограничиться вот этой книгой (потому что на все времени действительно жаль, а книг по этому поводу написано много).


О, Спасибо, беру на заметку!


Вот, вот оно распространение моей дуэльной зависимости посредством книги Куцуры)


Да, я теперь эту книгу (и твою подборку) всем интересующимся дуэлью буду советовать:)


Значит, не зря я ее проштудировала) оказалась полезна и другим читателям))


Добралась-таки до твоей рецензии на чеховскую "Дуэль") Позабавило про идеальную дуэль)) улыбаюсь)
А фильм, кстати, не довелось посмотреть. Надо будет заняться этим вопросом)


Фильм очень советую, он реально отличный:) А как ты себе идеальную дуэль представляешь? Со снежинками или без?:)))


Меня вообще повергает в ступор само словосочетание "идеальная дуэль") это же дуэль: оружие, возможные ранения или смерть, или и то и другое, последствия самого поединка... Не укладывается в голове возможность "идеальности" подобного мероприятия)


А как же романтика? Представь, что за твое сердце бьются на дуэли два красавца и сразу перед глазами возникнет идеальная дуэль:)) Если серьезно, и в моей рецензии, и в комментах я, конечно, пишу об "идеальной" дуэли с юмором, на самом деле, мое отношение к этой теме гораздо серьезнее, чем можно подумать. Но конкретно в контексте рецензии к этой повести я просто не смогла говорить о дуэли совсем серьезно.


Да, я понимаю) Просто мною вообще дуэль не воспринимается изначально с точки зрения романтики)) не получается смотреть на поединок с точки зрения:

Представь, что за твое сердце бьются на дуэли два красавца

Мне здесь важно увидеть ее с точки зрения самих дуэлянтов (мужчин), а не глазами кого-то со стороны)) ведь причиной далеко не всегда была женщина)) помимо прочего, существовали и женские дуэли)

Здесь лишь могу высказать мнение о предпочтении оружия, если дуэль - не фарс, а нечто значимое. Конечно пистолеты. Можно долго скакать со шпагой, к примеру, показывая себя и так и эдак) В контексте времени, это было, впрочем, актуально. Но с появлением пистолетов дуэль на шпагах относили к так называемой легкой дуэли. От пули не попрыгаешь) Сама мысль об этом вызывала презрение.


О, можно подробнее о женских дуэлях? На эту тему я совсем ничего не знаю:( Я смотрю ты прямо эксперт в этой теме, молодец:) Честно говоря, в первый раз встречаю девушку, которая мало того, что интересуется дуэлями, так еще и настолько хорошо в данной теме разбирается.


Тут можно очень долго писать о женской дуэли) Информация об этом есть у Кацуры, хотя, ее там мало. Упомяну, что при Екатерине Второй появилась среди женщин такая блажь)) меня, честно говоря, эта часть не особенно интересовала, тк сама по себе женская дуэль нелепа в силу многих моментов) и это было редкостью в то время, что вполне объяснимо.


Сама мысль об этом вызывала презрение.

Откуда такое мнение? Согласно дуэльному кодексу Дурасова, шпага была полноправным дуэльным оружием.

К тому же "скакать" со шпагой или драться - личный выбор каждого. Если собрался скакать - то, может, не стоило вообще начинать?

К тому же я слышал, что меткость дуэльных пистолетов превращала дуэль в своеобразную лотерею.
Иное дело - шпага. Тут мастерство имеет решающее значение. Ты либо умеешь, либо - нет.

Вообще же, исходя из Кодекса Дурасова, это выбор оскорбленного. Своеобразный бонус как потерпевшей стороне. Думаю, это справедливо.


Забыла спросить, ты видела фильм "Дуэлянт", который вышел в этом году, понравился?:)


Фильм не видела, планирую посмотреть его в праздники. Поэтому пока сказать ничего не могу. Но, что сподвигло на просмотр, так это точное совпадение задумки фильма с моим отношением к дуэли: "На переднем плане — «честь дворянина» — грань между жизнью и смертью. Дуэль — акт благородства, удостоверяющий свою честность даже перед лицом смерти. Когда дело касается смерти, то уходит вся фальшь, вся шелуха, человек предстает в своем истинном обличии."
Всё остальное не столь важно для меня в этой теме (розовосопливость в плане сражения за сердце дамы или месть.. И прочее) Сюрреализм и мотивация))


Дуэлянт - крутое кино. При отсутствии лучшего, правда.


Ой, а можно я тоже про идеальную дуэль помечтаю?

Мне вспоминается цитата из "Убить Билла 2" Квентина Тарантино.
Слова Билла, обращавшегося к Беатрикс Киддо.
"...если ты сторонница старых традиций, а я уважаю старую школу,.. ... мы с тобой можем подождать до рассвета и искромсать друг друга на рассвете".

Я тоже уважаю старую школу. Дуэль на шпагах на рассвете. Лучше летом. Драться полагается в рубашке или вовсе без нее - чтобы не спрятать под нею защиту от удара. Так что лучше летом. Теплее.