Больше рецензий

20 ноября 2016 г. 20:58

388

0.5 18+: интеллект без интеллекта

Очень хотелось дать автору шанс после "Молота ведьм", хотя крен "не в ту сторону" уже явственно ощущался и там: чего стоят все эти истории про страпоны и порочную студентку, жертвоприношения и вытопленный жир младенцев. Первая часть трилогии - "Красные цепи" с её эликсиром бессмертия - это просто готическая сказочка для детей, и насилия там как будто нет вовсе по сравнению с тем, что мы видим в предыдущем романе и здесь. Ну, решил Константин Образцов поднакрутить себе рейтинги, ведь история про осклизлый Питер, вампиров и обжигающий виски - это так себе материал. Вот если в тот же самый котёл накидать средневековых пыток с раздробленными пальцами, ковен местных ведьм и их кровавые ритуалы, плюс много - нет, не эротики, а порнографии с садистским уклоном, - вот это читателю должно прийтись по душе. Впрочем, судя по рейтингам и оценкам книги, так и есть. Читателям это нравится. И как тут доверять рейтингам, скажите мне? Нет-нет, не доверять и не читать за завтраком советских газет. А то насмотришься на пассажи о "безупречном стиле и языке" и начнёшь думать всякое про себя. Например, то, что покрылся мхом и пылью, воняешь нафталином. Ведь если это "безупречно", то что же тогда дурно?

Увы, мне по-прежнему хотелось пусть и банальную, но вполне себе петербургскую историю с камбэком Алины и Гронского, их мистическими расследованиями, но нет тут ни одной, ни второго, ни даже северной столицы. Зато есть экс-маньяк и экс-ведьма из предыдущей части. И некий вымышленный город Северосумск, списанный то ли с Североморска, то ли с Северодвинска.
Здесь, на фоне провинциального убожества, возведённого автором в пятую степень, оживает Зло, вызванное четырьмя малолетними - ну, назовём их глупцами. А вот дальше и смех, и грех. Они, вдохновлённые рассказами и возбуждённые видом неолитической Венеры (спасибо уроку МХК), идут на пустырь, где якобы находилось древнее капище, с планшетом за пазухой, чтобы вызвать некий дух и заказать исполнение своих желаний. И говорят они следующее - уж простите:

Слава тебе, о великая Мать!
Дай нам тебя за жопу обнять!
К сиськам твоим дружно мы припадём,
Желаний любых исполнения ждём!

И, вы знаете, подействовало. Желания стали сбываться, вот только городок с его неспешным гоповатым ритмом закрутило в сумасшедшей мясорубке. Да и герои вроде как хотели несколько иного, но отступать уж поздно. Вот вам и весь сюжет в двух словах.

На обложке мы видим всё тот же значок - "интеллектуальный триллер". И я не могу не спросить: помилуйте, но где же тут "интеллект"? В упоминании Венеры, Обломова и Штольца, "Илиады", Румпельштильцхена и "Песни о Нибелунгах"? Возможно, сейчас даже строчка, посвящённая этим текстам и персонажам, уже маркирует писателя как интеллектуала, но хочется надеяться, что нет.

Авторский рассказ о том, что умами (точнее, отсутствием оного) в сети правят малолетки, что википедия является единственным источником знаний, а троллинг проплачивается, - это что, оттенок философичности? Неужели этого кто-то не знал? Возможно, это и есть интеллект в современном понимании?

Насчёт безупречности языка, кстати, готова спорить: все эти прыщи, торчащие как иголочки, и сосульки жирных волос... Я теряюсь. Куда уж там Набокову с его стилистической безупречностью...

И последнее: я не сторонник морализаторства и читала немало неприятных книг, в которых есть насилие (вспомнить хотя бы "Заводной апельсин" Энтони Бёрджесса, "Сердцедёр" Бориса Виана, "...И узре ослица Ангела Божия" Ника Кейва), при этом не уверена, что сейчас я бы обратилась к этим текстам вновь, но всё равно не могу не сказать, что эти вещи - талантливо написаны. У Образцова - мало того, что всё плоско и посредственно, не драматично, так ещё и настолько мерзко, что читать это - как купаться в грязной луже.

Сестра смотрела на него безучастно. <...> Длинные ноги в белых гольфах были поджаты к животу; короткая красная юбка вздёрнулась, приоткрывая аккуратную круглую задницу. <...>... Мыльная пена стекает по гладкой, блестящей коже, унося в сливное отверстие коричневатые, дурно пахнущие потоки. <...> Женя настроил душ, попробовал воду рукой, плеснул на округлую мамину попу. <...> Женя намылил ладони, нежно провёл рукой между упругих ягодиц и старательно принялся намыливать промежность, ощущая пальцами отрастающие волосы и тугие, плотные складки. Мама судорожно всхлипнула, чуть расставила ноги и немного нагнулась, опираясь о кофейного цвета кафель с узорами в античном стиле.


Думаю, этот отрывок достаточно красноречив. И я, пожалуй, не буду упоминать об эпизоде с жертвоприношением, в котором на несколько страниц описывалось умерщвление кошки кувалдой.

И это не постмодернистский стёб. Я не знаю, что это. Но я знаю точно, что это не литература, а низкопробное гнусное чтиво. И годится оно - ну, разве что на то, чтоб баньку растапливать.
И я рада, что не отдала за это чтиво ни копейки.

Ветка комментариев


Может, тогда порекомендуете приличную мистику? Надо же прочесть на праздниках что-нибудь хорошее.


Владимир, простите, что не сразу отвечаю. Идеальная мистика для меня - это "Между жизнью и смертью" Алексея Толстого, "Упырь" А.К.Толстого, "Штосс" Лермонтова, "Уединенный домик на Васильевском" Пушкина и Титова, "Нежданные гости" Михаила Загоскина, произведения Валерия Брюсова, Зинаиды Гиппиус, Фёдора Сологуба, кое-что из Леонида Андреева. Есть современная антология "Странно и наоборот", там, если мне память не изменяет, есть многие из этих имён. Что касается современных авторов - повторюсь - можно попробовать сборник "Петербург-нуар" 2013 года. Там не всё удачно, но мне больше всего понравились "Проснись, сейчас ты умрёшь" Вадима Левенталя, "Пьяная гавань" Лены Элтанг, "Волосатая сутра" Павла Крусанова. Тот же Крусанов издал в 2006 году симпатичную антологию "Новые петербургские повести", и там есть жуткая вещица - "Отче наш" Анатолия Сударева.

"Между жизнью и смертью" Алексея Апухтина, не Толстого, извинияюсь!

Спасибо.