Больше рецензий

20 ноября 2016 г. 20:58

388

0.5 18+: интеллект без интеллекта

Очень хотелось дать автору шанс после "Молота ведьм", хотя крен "не в ту сторону" уже явственно ощущался и там: чего стоят все эти истории про страпоны и порочную студентку, жертвоприношения и вытопленный жир младенцев. Первая часть трилогии - "Красные цепи" с её эликсиром бессмертия - это просто готическая сказочка для детей, и насилия там как будто нет вовсе по сравнению с тем, что мы видим в предыдущем романе и здесь. Ну, решил Константин Образцов поднакрутить себе рейтинги, ведь история про осклизлый Питер, вампиров и обжигающий виски - это так себе материал. Вот если в тот же самый котёл накидать средневековых пыток с раздробленными пальцами, ковен местных ведьм и их кровавые ритуалы, плюс много - нет, не эротики, а порнографии с садистским уклоном, - вот это читателю должно прийтись по душе. Впрочем, судя по рейтингам и оценкам книги, так и есть. Читателям это нравится. И как тут доверять рейтингам, скажите мне? Нет-нет, не доверять и не читать за завтраком советских газет. А то насмотришься на пассажи о "безупречном стиле и языке" и начнёшь думать всякое про себя. Например, то, что покрылся мхом и пылью, воняешь нафталином. Ведь если это "безупречно", то что же тогда дурно?

Увы, мне по-прежнему хотелось пусть и банальную, но вполне себе петербургскую историю с камбэком Алины и Гронского, их мистическими расследованиями, но нет тут ни одной, ни второго, ни даже северной столицы. Зато есть экс-маньяк и экс-ведьма из предыдущей части. И некий вымышленный город Северосумск, списанный то ли с Североморска, то ли с Северодвинска.
Здесь, на фоне провинциального убожества, возведённого автором в пятую степень, оживает Зло, вызванное четырьмя малолетними - ну, назовём их глупцами. А вот дальше и смех, и грех. Они, вдохновлённые рассказами и возбуждённые видом неолитической Венеры (спасибо уроку МХК), идут на пустырь, где якобы находилось древнее капище, с планшетом за пазухой, чтобы вызвать некий дух и заказать исполнение своих желаний. И говорят они следующее - уж простите:

Слава тебе, о великая Мать!
Дай нам тебя за жопу обнять!
К сиськам твоим дружно мы припадём,
Желаний любых исполнения ждём!

И, вы знаете, подействовало. Желания стали сбываться, вот только городок с его неспешным гоповатым ритмом закрутило в сумасшедшей мясорубке. Да и герои вроде как хотели несколько иного, но отступать уж поздно. Вот вам и весь сюжет в двух словах.

На обложке мы видим всё тот же значок - "интеллектуальный триллер". И я не могу не спросить: помилуйте, но где же тут "интеллект"? В упоминании Венеры, Обломова и Штольца, "Илиады", Румпельштильцхена и "Песни о Нибелунгах"? Возможно, сейчас даже строчка, посвящённая этим текстам и персонажам, уже маркирует писателя как интеллектуала, но хочется надеяться, что нет.

Авторский рассказ о том, что умами (точнее, отсутствием оного) в сети правят малолетки, что википедия является единственным источником знаний, а троллинг проплачивается, - это что, оттенок философичности? Неужели этого кто-то не знал? Возможно, это и есть интеллект в современном понимании?

Насчёт безупречности языка, кстати, готова спорить: все эти прыщи, торчащие как иголочки, и сосульки жирных волос... Я теряюсь. Куда уж там Набокову с его стилистической безупречностью...

И последнее: я не сторонник морализаторства и читала немало неприятных книг, в которых есть насилие (вспомнить хотя бы "Заводной апельсин" Энтони Бёрджесса, "Сердцедёр" Бориса Виана, "...И узре ослица Ангела Божия" Ника Кейва), при этом не уверена, что сейчас я бы обратилась к этим текстам вновь, но всё равно не могу не сказать, что эти вещи - талантливо написаны. У Образцова - мало того, что всё плоско и посредственно, не драматично, так ещё и настолько мерзко, что читать это - как купаться в грязной луже.

Сестра смотрела на него безучастно. <...> Длинные ноги в белых гольфах были поджаты к животу; короткая красная юбка вздёрнулась, приоткрывая аккуратную круглую задницу. <...>... Мыльная пена стекает по гладкой, блестящей коже, унося в сливное отверстие коричневатые, дурно пахнущие потоки. <...> Женя настроил душ, попробовал воду рукой, плеснул на округлую мамину попу. <...> Женя намылил ладони, нежно провёл рукой между упругих ягодиц и старательно принялся намыливать промежность, ощущая пальцами отрастающие волосы и тугие, плотные складки. Мама судорожно всхлипнула, чуть расставила ноги и немного нагнулась, опираясь о кофейного цвета кафель с узорами в античном стиле.


Думаю, этот отрывок достаточно красноречив. И я, пожалуй, не буду упоминать об эпизоде с жертвоприношением, в котором на несколько страниц описывалось умерщвление кошки кувалдой.

И это не постмодернистский стёб. Я не знаю, что это. Но я знаю точно, что это не литература, а низкопробное гнусное чтиво. И годится оно - ну, разве что на то, чтоб баньку растапливать.
И я рада, что не отдала за это чтиво ни копейки.

Комментарии


Спасибо за рецензию, рад, что есть такая критика подобных "произведений". Многие недалекие авторы отчего-то полагают, что, намешав в свои книги побольше штампов, приправив все это мерзкими описаниями кровавых расправ и извращенных оргий, можно добиться славы и признания. Эпатаж и трэш в наше время - путь к успеху. Вот только успех этот крайне сомнителен и короток... Отрывок, приведенный вами, это нечто... Слов нет! ))))


Спасибо за Ваш отзыв! Не могла не написать об этой книге; может, хоть кого-то я уберегу от сомнительного удовольствия с ней ознакомиться. Мало того что текст из рук вон плохо написан, изобилует речевыми штампами и банальщиной, так еще и мерзок по сути, с трэшем ради трэша. Автор, кстати, филолог, бывший рекламщик и учитель литературы. Тут есть, над чем подумать:) После этого отрывка и рассказа об убитой кошке такой роман хотелось стереть, но я решила дочитать, чтобы аргументировать свою негативную оценку. Но больше к этому автору я точно не вернусь. Видимо, чем дальше - тем больше будет извращений и кровавого попкорна.

Филолог и учитель литературы... Надеюсь, не практикующий!
Что тут скажешь, человек зарабатывает деньги, стараясь попасть в тренд здесь и сейчас, вот и всё. За это, вроде бы, и осуждать-то не стоит, если бы не моральный посыл его произведений.


Да, наверное, и удивляться не стоит, что филолог; может, мне просто "за державу обидно", потому что я сама филолог по образованию:) Но я убеждена, что такие книжки вреднее той же Донцовой и ее литературных рабов: то просто непритязательное чтиво для тётушек, а тут - интеллектуальный ярлычок, который как бы обязывает. С моральным посылом все очень интересно: женщина, участвующая в убийстве младенцев и других ритуалах, она и не совсем виновна, потому что стала жертвой насилия в детском доме и так мстит; мужик, убивающий ее "коллег", тоже вроде как жертва - жертва развращенной и сексуально ненасытной студентки... Я не знаю, для меня это слишком:)

Да, наверное, и удивляться не стоит, что филолог; может, мне просто "за державу обидно", потому что я сама филолог по образованию:) Но я убеждена, что такие книжки вреднее той же Донцовой и ее литературных рабов: то просто непритязательное чтиво для тётушек, а тут - интеллектуальный ярлычок, который как бы обязывает. С моральным посылом все очень интересно: женщина, участвующая в убийстве младенцев и других ритуалах, она и не совсем виновна, потому что стала жертвой насилия в детском доме и так мстит; мужик, убивающий ее "коллег", тоже вроде как жертва - жертва развращенной и сексуально ненасытной студентки... Я не знаю, для меня это слишком:)

Что верно, то верно, пользу в таких книгах искать придется с микроскопом. :-)


женщина, участвующая в убийстве младенцев

Она не участвовала в убийстве!
Она не сообщила об особо тяжком преступлении (убийстве младенцев) и надругалась над телами умерших (младенцев). Но в убийстве непосредственно не участвовала.

она и не совсем виновна, потому что стала жертвой насилия в детском доме и так мстит

И что вас удивляет? Автор ее разве оправдывает? Или он оправдывает Инквизитора? Последний, кстати, убил ведьму, снимавшую порно с реальными изнасилованиями и убийствами. Другое дело, что некоторых из его жертв мне все-таки жалко.


Владимир, мы, конечно, можем поспорить по поводу участия и не-участия, но я просто не вижу в этом смысла. Если даже не касаться сюжета и морального аспекта, для меня это просто дурно написанная книга. Это дело вкуса, разумеется. Но мне кажется, я доходчиво написала, почему эта книга мне не понравилась. Меня удивляет многое, да, но я не думаю, что это стоит обсуждать отдельно:)

Владимир, мы, конечно, можем поспорить по поводу участия и не-участия, но я просто не вижу в этом смысла. Если даже не касаться сюжета и морального аспекта, для меня это просто дурно написанная книга. Это дело вкуса, разумеется. Но мне кажется, я доходчиво написала, почему эта книга мне не понравилась. Меня удивляет многое, да, но я не думаю, что это стоит обсуждать отдельно:)

Владимир, мы, конечно, можем поспорить по поводу участия и не-участия, но я просто не вижу в этом смысла. Если даже не касаться сюжета и морального аспекта, для меня это просто дурно написанная книга. Это дело вкуса, разумеется. Но мне кажется, я доходчиво написала, почему эта книга мне не понравилась. Меня удивляет многое, да, но я не думаю, что это стоит обсуждать отдельно:)

Владимир, мы, конечно, можем поспорить по поводу участия и не-участия, но я просто не вижу в этом смысла. Если даже не касаться сюжета и морального аспекта, для меня это просто дурно написанная книга. Это дело вкуса, разумеется. Но мне кажется, я доходчиво написала, почему эта книга мне не понравилась. Меня удивляет многое, да, но я не думаю, что это стоит обсуждать отдельно:)

Хорошо-хорошо, только не обязательно это повторять 4 раза! Я понял и с первого.

Вы вольны ничего не обсуждать, но я также волен высказать свое мнение в комментариях к рецензии.

Суть ваших претензий в следующем: в книгах Образцова много насилия и "порнографии", а еще они неоригинальные и недраматичные.

На вкус и цвет товарищей, конечно, нет.
Но замечу, что лично я героям сочувствовал, поэтому категорически не согласен с "недраматичностью".

Что значит "неоригинальные" (плоские) я не очень понял. Но в конце концов, все, что можно было придумать, уже придумано сотни раз. Так что если вы читаете что-то оригинальное, значит вам просто не попадалось ничего похожего.

Признаюсь, не читал я "Заводной апельсин", равно как и другие из упомянутых вами книг. Поэтому мне трудно судить о том, сколько там насилия и порнографии.
К сценам насилия я отнесся вполне терпимо. Меня не очень покоробило. Просто надо иметь ввиду, что книга все-таки не позиционировалась как "сказочка". Поэтому сцены насилия могут быть довольно жестокими.

Я думаю, что некоторые сексуальные сцены в "Культе" и "Молоте ведьм" были явно не уместны. Просто неправилно писать книгу про "плохих сатанистов", сопровождая это подробным описанием сексуальных сцен. Это как экранизировать в жанре ХХХ житие Марии Магдалины. Возможно, но неправильно.

И все-таки должен признаться, что часть сексуальных сцен я Образцову простил, а часть - просто не заметил. Пропустил по ходу прочтения.
Все-таки хоть сколько-то интересную мистику мне почему-то не удается найти в последнее время. Поэтому приходится быть снисходительным.

Кроме того Образцов смог так построить свои книги что желание узнать, чем кончилось дело меня не отпускало до самого конца. Несмотря на определенные недостатки, да.


Владимир, я по 4 раза не повторяю; это глюк телефона. При первой возможности сотру. Вам разве кто-то запрещает высказывать своё мнение? Я такого точно не говорила. Что касается нежелания спорить: понимаете, я абсолютно не знаю Ваших вкусов, в конце концов у всех разный возраст, жизненный опыт, образование, культурный бэкграунд, своё понимание морали и меры допустимого. И, конечно, свои эталонные книги. Поэтому, наверное, для меня все дискуссии оборачиваются демагогией. У Вас сексуальные сцены и сцены насилия не вызвали отторжения, у меня - наоборот. Язык и оригинальность персонажей... Для меня с каждой частью серии явственно ощущалась халтурность и непрописанность персонажей, которые просто меркли на фоне трэша. Для меня (опять же - только для меня) Образцов перепрыгнул на новомодного кровавого конька, забыв о качестве прозы. Так что если мне захочется мистики, придётся обращаться вновь к старой-доброй литературе XIX-XX веков, а из детективов почитаю проверенных Ю Несбё, Жана-Кристофа Гранже, Марека Краевского. Насилия у них много, но брезгливости к изложению, языку и авторам я не ощущаю, и это главное. Но жаль, конечно, что в современном Петербурге не появилось достойных писателей, грамотно воплощающих тему мистики. Хотя был неплохой сборник современных авторов о Петербурге мистическом, но больше ничего подобного мне не попадалось. Вам - удачи и приятного чтения!

Может, тогда порекомендуете приличную мистику? Надо же прочесть на праздниках что-нибудь хорошее.


Владимир, простите, что не сразу отвечаю. Идеальная мистика для меня - это "Между жизнью и смертью" Алексея Толстого, "Упырь" А.К.Толстого, "Штосс" Лермонтова, "Уединенный домик на Васильевском" Пушкина и Титова, "Нежданные гости" Михаила Загоскина, произведения Валерия Брюсова, Зинаиды Гиппиус, Фёдора Сологуба, кое-что из Леонида Андреева. Есть современная антология "Странно и наоборот", там, если мне память не изменяет, есть многие из этих имён. Что касается современных авторов - повторюсь - можно попробовать сборник "Петербург-нуар" 2013 года. Там не всё удачно, но мне больше всего понравились "Проснись, сейчас ты умрёшь" Вадима Левенталя, "Пьяная гавань" Лены Элтанг, "Волосатая сутра" Павла Крусанова. Тот же Крусанов издал в 2006 году симпатичную антологию "Новые петербургские повести", и там есть жуткая вещица - "Отче наш" Анатолия Сударева.

"Между жизнью и смертью" Алексея Апухтина, не Толстого, извинияюсь!

Спасибо.