Больше рецензий

6 ноября 2016 г. 18:19

394

4

Пожалуй, каждый уважающий себя автор, особенно современный, имеет в литературном багаже хотя бы маленький, завалявшийся рассказик о Смерти и его слугах. Если же отбросить в сторону юмористическое отношение к такого рода продуктам, стоит вспомнить, что все темы литературы ограничиваются двумя масштабными:
1. Любовь и измена;
2. Смерть.
В данном случае, мы имеем дело с сочетанием двух вечных тем.

Книга-матрёшка, таящая в себе философский контекст и вопросы, крушащие миролюбивые воззрения обывателя. Книга, что на первый взгляд кажется развлекательным чтивом в стиле Джонатана Кэролла, этакие вариации на тему жизни Христа и взаимодействия Добра со Злом, упрощенные для современного читателя. При глубоком же рассмотрении, произведение становится ящиком Пандоры, в котором заточены вопросы, угрожающие безмятежному существованию задумавшегося.

Персонажи: Смерть (сентиментальный мужчина в духе Эльчина Сафарли), Дьявол (женщина - аллюзия к библейской истории и дань патриархальным традициям), Иисус Христос ("а мне снилось, что Христос воскрес, а мне снилось, что он жив"), Эрика (женщина не от мира сего согласно желаниям автора, на самом же деле - ходячее сборище недостатков), Том (ещё один сентиментальный мужчина в духе современных романов, на сей раз без инфернальных способностей), Правосудие (как символ, возможность и действующее лицо), жертвы смерти (все обязательно повинные и мешающие проживать отпущенные дни полноценно иным персонажам, более положительным по мнению сннтиментального Смерти и Эрики), собравшиеся в Стокгольме.
Стоит также отметить тот факт, что в книге практически нет положительных персонажей, все они таковыми притворяются, но стоит отколупнуть косметический фасад, обнаруживается, что за благими намерениями скрывается дорога в Ад, каждый вершит правосудие по собственному неразумению.

Чересчур напыщенно, отдает дешевкой и во многом предсказуемо, если судить о сюжете поверхностно.

Но разве, это не мечта человечества - исправить ошибку, содеянную с Христом? Разве не сидят такие Иисусы во множестве в психиатрических больницах, разве узнаем мы Его, навести он нас вновь? Человечество мечтает о понимающей смерти. категория жизни персонифицирует все, что попадется под руку. В этом её утверждение и героический пафос. Потому даже трупы выглядт печальными, улыбаются, благодарят. Потому Смерть становится воплощенным образом. В фантазиях она сочувствует, успокаивает, освобождает. В фантазиях всякая смерть сентиментальна и поддается на уговоры. В мечтах же людей слабых, неспособных защититть себе, смерть приравнивается к возмездию и забирает людей плохих.

Автор всего лишь демонстрирует, что было бы, если бы смерть прислушивалась к желаниям человечества. Все же, кому как не этой категории быть самым демократическим институтом. Иди смерть на поводу у сердца, ведись на взятки - мир стал бы иным, олицетворением той несовершенной демократии, что мы имеем в земных государствах. Пожалуй, эти размышления застилают все забавные перепитии и шероховатости романа.

Прочитано в рамках "Книгомарафона-2016".