Больше рецензий

11 августа 2016 г. 12:45

346

3

Мервин Пик был уже болен, когда писал "Титус один", поэтому, казалось бы, было бы неправильно оценивать эту книгу. Третья часть приключений семьдесят седьмого графа Горменгаст больше всего напоминает черновик, который должен был позже подвергнуться жесткой редактуре, сцены бы расширялись, персонажи улучшались и проч. Но, к сожалению, ничего этого нет. Поэтому оцениваем то, что есть.

Из мира фэнтези без фэнтези (т.е. эльфов, магов и прочей привычной атрибутики) автор нас переносит... Переносит нас автор... В постапокалипсис. Или в антиутопию? Или НФ? В общем, на смену готическому замку и средневековым платьем приходят автомобили, дирижабли и прочие достижения научного прогресса. И это один из главных минусов книги. Причем выросший в атмосфере глубокого Средневековья Титус, похоже, мало удивляется окружающим его вещам. С исчезновением Горменгаста в книге пропала вся атмосфера, так цеплявшая в первых двух частях. Погрузиться в этот новый мир никак не удается.

Персонажи. Титус с самого начала был, несмотря ни на что, довольно блеклым персонажем и, к сожалению, не улучшился. Кроме того, семьдесят седьмой граф и человеком-то вырос не очень приятным. Вечно мятущийся, не понимающих, чего хочет на самом деле. Он так стремился вырваться из Горменгаста, а теперь с тоской думает о доме и мечтает вновь увидеть стены замка. Удалось, но Титус опять вредничает, поворачивается спиной и уходит, чтобы не возвращаться. Правда, такими темпами, я не удивлюсь, если он потом опять передумает.
Остальные персонажи могли бы быть и лучше. Их мотивация вообще отдельная песня. С какого момента Мордлюк стал лучшим другом Титуса? Чем они вообще так друг другу понравились? Почему любитель различной живности так стремится помогать юному графу? Их первая встреча была более чем холодной. В принципе, это можно сказать и про тройку нищих из Подречья.
Гепара. Весьма истеричная дамочка, которая решила помучить психику Титуса только за то, что он сказал ей, что не любит, а хочет лишь переспать (причем просто говорит! между ними ничего не было!). Да если бы это было адекватной причиной, то довести своих "воздыхателей" до психбольницы, отравить, заколоть и нанести другие физические и душевные травмы могла бы добрая половина женских персонажей литературы и кинематографа!!!! Да и в реальной жизни тоже.

Персонажи прописаны ужасно. Мотивации никакой! Если сравнивать с первыми частями, то там всё было НАМНОГО лучше и правдоподобней. Казалось бы, с чего вдруг Фуксия начала испытывать симпатию к такому гаду, как Стирпайк? Но Мервин Пик четко дает на это ответ. Все поступки персонажей имеют какой-то мотив, они не возникают на ровном месте, в отличие от новых героев. В третьей части нет ни одного персонажа, который был хотя бы в половину так интересен как Стирпайк, Фуксия, Графиня, Доктор, Флэй и многие другие действующие лица первых книг.

Вопросы. Ещё один минус третей части. Невероятное количество вопросов, на которые автор так и не дает ответ. Часть из них я уже написала выше. Кто такой Якорь? Откуда взялся? Его мотивы? Неужели Гепара взъелась на Титуса только из-за его равнодушия? Что за два таинственных полицейских преследовали графа? Что ж он им сделал такого криминального? Эти и многие-многие другие вопросы.

Перевод. Опять перевод имен. Если в "Горменгасте" я ещё закрывала глаза на всяких там Кличборов, Цветрезов и Фланелькотов, то тут это сделать уже не получается да и не хочется. Трезвозник, Треск-Курант, Конц-Клык, Кудель, Акрлсит, Струпмрамор и леди Куросбор!!!! Всё это не лучше чем всякие там Злодеусы Злеи и Невиллы Длиннопоппы!!!
78751.gif

Как я уже писала, книга больше похожа на черновик романа, чем на сам роман. Возможно, это так и есть. Но нельзя сказать, что книга совсем уж плоха. Некоторые сцены получились весьма интересными.