Больше рецензий

noctu

Эксперт

Эксперт продавленного дивана

8 августа 2016 г. 23:44

223

Бабы слово не надежно. Баба с одним болтает, на другого кокетливо смотрит, а о третьем думает. Бабы, ветер и успех не отличаются постоянством. Бабы свойство – разум без отваги, а отвага без разума – свойство скотины. Бабы – ученые от природы, мужчины – от книг. (с) Индийские пословицы.

Бабы в поговорках не зря появились. Бабы - главный сок того кусочка творчества Рабиндраната Тагора, что я прочитала. Эти поговорки отражают небольшую часть прочитанного.

Посмотрите на его лицо. Представьте, как частички еды застревают в его распутинской бороде. Почитайте его биографию, пофантазируйте о Тагоре на ночь. Восхититесь его Нобелевской премией, а потом… а потом забудьте. Все это не поможет при чтении. Вспомните лучше индийские фильмы. Ну, понеслась!

Вот мы смеемся над танцами в индийских фильмах, но как мне их не хватало в книге. Я, не будучи врачом, компетентно прописываю всем героям Тагора исколоть все зады сывороткой правды. Заблуждение и недомолвки как двигатель сюжета. Всем героям точно не хватало одной маленькой, просто малюсенькой вещи – поговорить! А как лучше всего это сделать? Правильно, станцевав. Джими-джими, ача-ача. Тагор песни писал, но в текст не включил.

Рабиндранат Тагор, нобелевский лауреат и «величайший поэт, писатель и общественный деятель Индии» слишком злоупотреблял любовными квадратами-пятиугольниками и многоходовочками. Аша любит Мохендро. Мохендро любит Бинодини, которая плевать на него хотела, потому что сохнет она по Бихари. Бихари в свою очередь влюбляется…. барабанная дробь… в Ашу. Круг замкнулся. Думаете, что это все? Нееет, потом Бихари влюбляется в Бинодини, а Мохендро до этого слегка сох по Аше. Перепрыгнем на другой сюжет. У нас есть Ромеш, который любит Хемнолини. Она его тоже любит. Здесь я поставила точку, но вы не расслабляйтесь. Я просто набираю воздуха для описания дальнейших раскладов. У Ромеша появляется «жена» Комола, в которую он влюбляется. Где-то поблизости вертится поклонник Окхой. Комола в конце книги влюбляется в Нолинакхо, который… еще одна барабанная дробь… с самого начала был ее потерянным мужем! А, разве это не гениально!?

Я помню сюжеты только двух с половиной фильмов с Болливуда, но я прямо вижу «Песчинку» и «Крушение» на больших экранах. Нужно только добавить несколько эпичных драк и танцев. Все! Остальное Тагор уже придумал. Вот он, исток.

Для меня всегда была поразительна стойкость восточных культур к западному влиянию. Да, Индия была колонией, но об этом почти ни полстрочки не написал Тагор. Индия осталась цветущей и почти девственной в его текстах. Там есть лишь заросшие тропинки англичан, ни дуновения Зефира в жарких индийских широтах. Гирлянды из цветов, утреннее купание в Ганге, воздушные сари, разделение дома на половины и устойчивые межполовые традиции. Невозможно не подходить к этой книге с позиции другого культурного видения. Самые две удивительные меня вещи – это невозможность для вдовы повторно выйти замуж и отсутствие буддистов на квадратный метр текста. Культурный шок.

Остановиться нужно на многообразии женских портретов у Тагора. Они иногда раздражают, но очень запоминаются. Образованная красавица Хемнолини, маленькая и наивная Аша, ревнивая собственница Раджлокхи, слабая и невзрачная Аннапурна, коварная и соблазнительная Бинодини, веселая и жизнерадостная Шойла, спокойная и любящая Кхемонкори, наивная и податливая Комола. Женщины в разных сари и с разными судьбами, но яркие и врезающиеся в память типажи Эти женщины как на картинах Тагора – очень необычные и колоритные.

Мужские характеры не такие огненные. Они скорее тлеют, чем горят внутри. Избалованный и самодовольный Мохендро, здравомыслящий и простой Бихари, сильный и немного безликий Ромеш, взрывной и непостоянный Джогендро, подлый и скрытный Окхой, добродушный и любящий Оннода-бабу, похожий на него дядя Чоккроборти, статный и запоминающийся Нолинакхо.


Все, что я написала, совершенно не относится к любовной лирике. Она стоит отдельно. Тагор совсем не зря прославился больше как поэт, а не прозаик. Его стихи образны и мелодичны, разнообразны и пропитаны любовью и светом. Они легки и прекрасны, что не скажешь о прозе. Хороводы лиц и карусели метаний. Лоскутный текст и скачкообразный сюжет. Если вас сначала немного смущает некоторая нелогичность поступков и противоречия автора – расслабьтесь, к этому могут придираться только дуры.

Рецензия написана одним моржом, потонувшим в любовных метаниях и перенюхавший благовоний в Долгой прогулке 2016.