Больше рецензий

valeriya_veidt

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 июля 2016 г. 19:31

616

5

МИФЫ, КОТОРЫЕ МЕНЯ УДИВИЛИ


Миф 1. Детей нужно часто хвалить. От этого у них повышается самооценка, а также появляется желание сделать всё возможное, чтобы ещё раз услышать похвалу.

Развенчивание мифа. Чаще всего мы хвалим детей за их ум. Редко можно услышать от родителей похвалу за проявленное трудолюбие или самостоятельность. Хваля детей за их ум, мы (взрослые) часто даём им понять, что главное – это выглядеть умно. А чтобы выглядеть умным всегда, ни в коем случае нельзя рисковать, поэтому лучше всего пытаться избегать сложных задач, которые могут вызвать у взрослых сомнение в интеллектуальных способностях детей.

Если мы хвалим ребёнка за ум, а дитя попадает в ситуацию совершения ошибки, то ему очень часто становится сложно пережить неудачу. Если же хвалить ребёнка не за ум, а за упорство в достижении цели, то сложная ситуация не вызовет фрустрации, напротив, она создаст условия для развития сильнейшей мотивации по преодолению препятствий.

Более того, исследования показывают, что критика зачастую гораздо больше мотивирует детей, нежели похвала (особенно в подростковом возрасте). Кроме этого, дети, которых часто хвалят, теряют самостоятельность и перестают идти на риск. Получается, гораздо эффективнее тот педагог, который умеет грамотно критиковать, а не заваливает ребёнка чрезмерной похвалой.

Безусловно, хвалить детей нужно, но делать это необходимо только за дело. Просто хвалить ребёнка из любви к нему – значит, вредить ему.

Миф 2. Ложь детей невинна. Дети не лгут, а фантазируют.

Развенчивание мифа. 80% детей экспериментируют с враньём, начиная с 4-летнего возраста. Если у них есть старшие братья или сёстры, дети начинают обманывать ещё раньше.

Согласно статистическим данным, дома 4-летние дети врут приблизительно 1 р./час. Немало, да?

Большинство родители считают, что однажды дети перерастут «период бурного фантазирования», поэтому не стоит обращать особого внимания на детскую ложь. На самом деле, если ничего не предпринимать, ребёнок привыкает ко лжи. Ему гораздо удобнее солгать, чем сказать правду и получить заслуженное наказание. Несмотря на то, что имеется прямая связь между ложью и уровнем развития интеллекта (чем изощрённее ложь ребёнка, тем больше он интеллектуально развит), с ложью обязательно нужно бороться!

Миф 3. Одарённость – это неизменяемая характеристика личности ребёнка.

Развенчивание мифа. Тесты IQ показывают, что в разные возрастные периоды люди показывают разные уровни развития интеллекта. Так, если дошкольник перед поступлением в школу демонстрирует высокий уровень IQ, это не говорит о том, что в начальной и тем более средней школе он будет учиться хорошо. Почти в 50% случаев дети, показавшие в дошкольном возрасте не самые высокие результаты при тестировании, через несколько лет перегоняют в когнитивном развитии своих сверстников, и наоборот.

Более того, как выяснилось, наилучший возраст для проведения тестов – не раньше 11-12 лет. В этом возрасте впервые становится возможным частичное прогнозирование дальнейшего развития ребёнка. Поэтому диагностика детей дошкольного возраста говорит лишь об актуальном развитии ребёнка. Через несколько месяцев картина может измениться до неузнаваемости.




ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, ПОЧЕРПНУТЫЕ ИЗ КНИГИ


1. Американские дети вынуждены жить в постоянной конкурентной среде. Они с раннего детства начинают борьбу за лучшую школу, лучшего учителя, лучшие отметки. А все для того, чтобы поступить в лучший вуз. Всё-таки реалии российского образования гораздо мягче.

2. Американские дети уже с дошкольного возраста загнаны в систему бесконечного тестирования способностей, интеллекта, уровня развития психических функций (памяти, воображения, внимания и т.п.). Чем взрослее становится ребёнок, тем больше тестов ему приходится сдавать. Поэтому наши мониторинги, а также разовые ОГЭ и ЕГЭ – это цветочки по сравнению с американскими ягодками.




РЕЗЮМЕ


Эта книга – современный качественный научпоп, который будет интересен не только родителям, но и людям, связавшим свою жизнь с искусством воспитания и обучения детей.

Я редко рекомендую научпоп студентам (а тем более профессионалам), но здесь особый случай, так сказать. В книге аккумулированы результаты десятков исследований, которые проводятся сегодня на разных континентах с разными категориями испытуемых (родителей и детей).

Кроме того, книга будет интересна людям, не имеющим детей и не связанным с педагогикой, поскольку авторами представлены интересные интерпретациям человеческого поведения, которые могут объяснить некоторые наши поступки.

Так что читайте! Вы точно не пожалеете!

Ветка комментариев


Согласна с вашими доводами! Этот вопрос в исследовании не затрагивался. Но, как я указала в разделе интересных фактов, а Америке достаточно жесткая конкурентная среда между детьми. Именно по этой причине критерий успешности для американской нации очень важен.