Больше рецензий

valeriya_veidt

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 июля 2016 г. 19:31

616

5

МИФЫ, КОТОРЫЕ МЕНЯ УДИВИЛИ


Миф 1. Детей нужно часто хвалить. От этого у них повышается самооценка, а также появляется желание сделать всё возможное, чтобы ещё раз услышать похвалу.

Развенчивание мифа. Чаще всего мы хвалим детей за их ум. Редко можно услышать от родителей похвалу за проявленное трудолюбие или самостоятельность. Хваля детей за их ум, мы (взрослые) часто даём им понять, что главное – это выглядеть умно. А чтобы выглядеть умным всегда, ни в коем случае нельзя рисковать, поэтому лучше всего пытаться избегать сложных задач, которые могут вызвать у взрослых сомнение в интеллектуальных способностях детей.

Если мы хвалим ребёнка за ум, а дитя попадает в ситуацию совершения ошибки, то ему очень часто становится сложно пережить неудачу. Если же хвалить ребёнка не за ум, а за упорство в достижении цели, то сложная ситуация не вызовет фрустрации, напротив, она создаст условия для развития сильнейшей мотивации по преодолению препятствий.

Более того, исследования показывают, что критика зачастую гораздо больше мотивирует детей, нежели похвала (особенно в подростковом возрасте). Кроме этого, дети, которых часто хвалят, теряют самостоятельность и перестают идти на риск. Получается, гораздо эффективнее тот педагог, который умеет грамотно критиковать, а не заваливает ребёнка чрезмерной похвалой.

Безусловно, хвалить детей нужно, но делать это необходимо только за дело. Просто хвалить ребёнка из любви к нему – значит, вредить ему.

Миф 2. Ложь детей невинна. Дети не лгут, а фантазируют.

Развенчивание мифа. 80% детей экспериментируют с враньём, начиная с 4-летнего возраста. Если у них есть старшие братья или сёстры, дети начинают обманывать ещё раньше.

Согласно статистическим данным, дома 4-летние дети врут приблизительно 1 р./час. Немало, да?

Большинство родители считают, что однажды дети перерастут «период бурного фантазирования», поэтому не стоит обращать особого внимания на детскую ложь. На самом деле, если ничего не предпринимать, ребёнок привыкает ко лжи. Ему гораздо удобнее солгать, чем сказать правду и получить заслуженное наказание. Несмотря на то, что имеется прямая связь между ложью и уровнем развития интеллекта (чем изощрённее ложь ребёнка, тем больше он интеллектуально развит), с ложью обязательно нужно бороться!

Миф 3. Одарённость – это неизменяемая характеристика личности ребёнка.

Развенчивание мифа. Тесты IQ показывают, что в разные возрастные периоды люди показывают разные уровни развития интеллекта. Так, если дошкольник перед поступлением в школу демонстрирует высокий уровень IQ, это не говорит о том, что в начальной и тем более средней школе он будет учиться хорошо. Почти в 50% случаев дети, показавшие в дошкольном возрасте не самые высокие результаты при тестировании, через несколько лет перегоняют в когнитивном развитии своих сверстников, и наоборот.

Более того, как выяснилось, наилучший возраст для проведения тестов – не раньше 11-12 лет. В этом возрасте впервые становится возможным частичное прогнозирование дальнейшего развития ребёнка. Поэтому диагностика детей дошкольного возраста говорит лишь об актуальном развитии ребёнка. Через несколько месяцев картина может измениться до неузнаваемости.




ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, ПОЧЕРПНУТЫЕ ИЗ КНИГИ


1. Американские дети вынуждены жить в постоянной конкурентной среде. Они с раннего детства начинают борьбу за лучшую школу, лучшего учителя, лучшие отметки. А все для того, чтобы поступить в лучший вуз. Всё-таки реалии российского образования гораздо мягче.

2. Американские дети уже с дошкольного возраста загнаны в систему бесконечного тестирования способностей, интеллекта, уровня развития психических функций (памяти, воображения, внимания и т.п.). Чем взрослее становится ребёнок, тем больше тестов ему приходится сдавать. Поэтому наши мониторинги, а также разовые ОГЭ и ЕГЭ – это цветочки по сравнению с американскими ягодками.




РЕЗЮМЕ


Эта книга – современный качественный научпоп, который будет интересен не только родителям, но и людям, связавшим свою жизнь с искусством воспитания и обучения детей.

Я редко рекомендую научпоп студентам (а тем более профессионалам), но здесь особый случай, так сказать. В книге аккумулированы результаты десятков исследований, которые проводятся сегодня на разных континентах с разными категориями испытуемых (родителей и детей).

Кроме того, книга будет интересна людям, не имеющим детей и не связанным с педагогикой, поскольку авторами представлены интересные интерпретациям человеческого поведения, которые могут объяснить некоторые наши поступки.

Так что читайте! Вы точно не пожалеете!

Комментарии


Хорошая рецензия, спасибо)


Спасибо за отзыв!


Лера ( можно так обращаться ? ), очень интересная и познавательная рецензия. Много для себя почерпнула. Спасибо, возьму на заметку. ))


Конечно, можно! Буду даже рада!

Спасибо! Книга хорошая! Думаю, у неё есть шансы тебе понравиться!..


Отлично. ))


А мне "развенчания мифов" показались весьма сомнительными...
Извините. Ну как это: "мы (взрослые) часто даём им понять, что главное – это выглядеть умно"?


На самом деле, я пишу о мифах, которые удивили лично меня. Мифов в книге гораздо больше! Вас они могли и не удивить, что вполне объяснимо - у нас всех разный профессиональный и личный опыт.

По поводу второй темы: имеется в виду следеющее - родители хвалят ребёнка за то, что они его просто крепко любят. Для взрослого похвалить часто означает выразить свою любовь. Поэтому проще всего похвалить за ум, а не за конкретный результат.


Интересная рецензия, но весьма спорная книга. По крайней мере те вещи, которые вы приводите в рецензии. Однако именно это и заставит меня присмотреться к данному научпопу повнимательнее :) Тем более я и мать, и к педагогике имею прямое отношение. Так что почитаем :)


Эта книга примечательна хотя бы тем, что описывает результаты экспериментов, на основании которых сегодня строится образование - не только их (американское), но и наше (мы любим на веру принимать новые идеи). К тому же, в России аналога этой книге нет. А жаль... Поэтому приходится довольствоваться малым.

По крайней мере, это лучший научпоп в области педагогики и психологии детского развития, обучения и воспитания, который я читала за последние несколько лет.


Эксперименты, это я люблю :) Только из комментария немножечко непонятно, где именно они проводились. Потому что, если в Америке, тогда можно говорить лишь про их образование, а не про наше. Ведь сколько мы у них не копируй, а среда у нас совершенно другая. Как и люди, впрочем.

Это подкупает :) И спасибо вам за наводку и информативную рецензию!


Согласна! Сравнивать их образование и наше - слишком опрометчиво из-за разности подходов. Однако подкупает то, что авторы приводят результаты исследований, проводимых не только в США. Вот писала:

В книге аккумулированы результаты десятков исследований, которые проводятся сегодня на разных континентах с разными категориями испытуемых (родителей и детей).


Я привели для примера лишь три мифа, которые развенчиваются авторами книги. Но сознательно обошла вниманием, например, миф о том, что дети не замечают расовых различий между людьми (у нас эта проблема стоит не так остро, как в Америке) и др.

Понятно, что надо критически относиться к написанному, но для жанра научпоп, повторюсь, книга очень достойная. Опять-таки это чисто субъективное мнение.))


Ну да, просто континенты в контексте американских исследований могут представлять собой лишь европейское образование, а это снова не Россия. Но если они и у нас ставили эксперименты, то почитать будет вдвойне интересно :) Уже занесла в хотелки :)


Не, у нас бы им никто не позволил ставить эксперименты. Зато авторами некоторых исследовательских работ являются однажды эмигрирующие русские.

Надеюсь, книга вас не разочарует, а, напротив, даст пищу для профессиональных размышлений!


Вот и я удивилась, а жаль. Взгляд с разных сторон всегда интересен.
Спасибо! Разочарует - вряд ли, ведь ознакомиться с любой точкой зрения будет совсем не лишним :)


Я тоже по ходу чтения сетовала, что нет подобных книг о современных русских исследованиях в области образования на понятном для любого человека языке. Эх...


Да кто бы дал это исследовать! :) Это же открыто признать, что мы катимся по наклонной. Может, потом следующее поколение разберёт то, что происходит сейчас.


Более того, исследования показывают, что критика зачастую гораздо больше мотивирует детей, нежели похвала


спорный вопрос, конечно. Это ж какого неуверенного в себе ребенка можно вырастить, если постоянно его критиковать? Что бы ты ни делал, как бы ни старался, а родители вечно недовольны, вечно ты для них недостаточно хорош. Тут и руки опустить недолго.
Насчет детской лжи согласна. Все-таки фантазии и банальная ложь, чтобы не получить от родителей нагоняй, это разные вещи. Мне тоже непонятно, почему некоторые их приравнивают.


Перегиб всегда плох - это касается не только похвалы, но и критики. Надо искать ту самую неуловимую золотую середину, когда можно похвалить за конкретное дело, а также критически отнестись к тому или иному вопросу...

Но против исследований не попрешь: авторы говорят о том, что в лонгитюдном эксперименте гораздо более успешнее дети, которых не перехваливали. Такие вот дела!)


Успешнее может быть вполне, но лучше ли у них отношения с родителями?:)
Да, должна быть золотая середина: хвалить за дело и критиковать тоже по делу, а не критика ради критики, чтобы успешнее был :)


Согласна с вашими доводами! Этот вопрос в исследовании не затрагивался. Но, как я указала в разделе интересных фактов, а Америке достаточно жесткая конкурентная среда между детьми. Именно по этой причине критерий успешности для американской нации очень важен.