Больше рецензий

21 июля 2016 г. 23:23

182

3

Если быть честной до конца — книга оценке почти не поддается: она очень приятная, но объективно слабая. Я уступила рациональному, при этом впечатление и послевкусие хорошие.

Любовная линия удалась лучше всего. Неудивительная новость, когда речь о дю Морье. Между образами Онор и Ричарда целые снопы искр, с полсотни бурь и легкий флер безумия. Чем-то их пара напомнила Скарлетт и Батлера, наверное, тем, что языки у всех четыре подвешены и заточены что надо. И все-таки любовь Онор к Ричарду и Ричарда к Онор более совершенна и прекрасна. Это та самая любовь, которая видит все недостатки и препятствия, но не уступает им, любовь мягкая, ненавязчивая, родственная и уважительная, самая сильная и правильная. Ее правдивость меня поразила до глубины души.

Вообще со всем, что связано с Ричардом Гренвилем (кстати, это он генерал), дю Морье справилась отлично. Было бы недурно, если бы так же она подошла к линии Онор. "Так же" — отпоров все ненужное и оставив персонажей, которые работали бы на суть романа. Бесчисленные родственники Онор и их судьбы интересны чуть менее, чем никак, однако занимают треть текста, не меньше. И когда я говорю "бесчисленные", я имею в виду действительно адские полчища. Мои попытки пересказа сюжета кому бы то ни было сгорали именно на нюансах родства. Граф Толстой удавился бы от зависти, почитав про подобные скрепы.

Сама Онор блещет уникальностью, неповторимостью, незаменимостью, необычностью и неправдоподобностью. Дю Морье, переломав своей главной героине ноги в самом начале повествования, ловит читателей на дешевую, но действенную удочку: "Не верите, что калека достойна романа? Закрывайте книгу". Я нервно хихикнула от такого нахальства и... продолжила чтение, разумеется. Одно радовало — неназойливое присутствие антагонистки Гартред. Если бы милые дамы вели борьбу постоянно, я бы умерла от скуки, а так их изысканные диалоги с подтекстом "шлюха! — дура!" вносили свежую струю. Да и отрицать, что Гартред мерзкая, трудно. Мелочность и неразборчивость в средствах, включающих торговлю телом, мало кому приглянутся.

Начиная читать, будьте готовы к тому, что первая глава сообщит вам конец и плюнет в лицо комком непонятной информации, изложение которой в доступном виде занимает страниц девяносто, не меньше. И сразу забудьте о том, что действие разворачивается в XVII веке, так как ни стиль, ни образ мышления героев, ни быт вам об этом ни разу не намекнут. Дю Морье, основываясь на реальных фактах из анналов графства Корнуолл, подошла к историчности крайне дилетантски, за что ей мое искреннее "фу".