Больше рецензий

11 июля 2016 г. 09:23

276

4

Довольно милая, хотя, как мне показалось, незамысловатая книжка.
"Автора всю его более-менее сознательную жизнь мучили вопросы типа в чем смысл жизни" и "где правда, брат?" (с).
Родители, школа, университет, а также сама жизнь дать ему ответы на эти вопросы не смогли. В 1958 году, получив наследство, достаточное для 3-х лет скромной жизни, он приехал в Японию и поселился в дзен-буддийском монастыре. Против его ожидания, в монастырь его приняли без проблем, никто не стал ему чинить препятствий на пути к знанию, с него только попросили обещание провести в монастыре 8 месяцев.
Распорядок дня там был очень суровый - подъем в 3 часа утра, бесконечные медитации и тяжелая работа в течение дня, скудная пища, отход ко сну в 11 вечера. Надо сказать, что я не сразу прониклась описанием его страданий, когда он писал, что не мог медитировать в позе лотоса, он даже принять ее не мог. Сначала я удивилась, чего тут трудного, потому что сама в эту позу загибаюсь без проблем, а потом попробовала так посидеть в течение 25 минут - период одной медитации - да уж, не сахар, должна признать. Что касается еды, то непривычный и скудный рацион привел к тому, что автор получил расстройство здоровья и врач рекомендовал ему питаться лучше, так что он стал ходить обедать в ресторанчик в городе. ИМХО, но спасло его то, что буддизм - очень либеральная религия. Ему даже было позволено уезжать на выходные к одному богатому человеку, который проникся к нему большим уважением за то, что он буддист - и вот каждый уик-энд автор расслаблялся в роскошной обстановке, а один раз даже посетил бордель. Кстати, понятиям буддизма это не противоречит - природа Будды есть во всех и во всем, даже в животных, и шлюхи тут не исключение. Не знаю, кому как, а лично мне такая точка зрения ближе, чем лицемерное и ханжеское порицание кого бы то ни было. В конечном итоге автор провел в Киото около полутора лет, а потом однажды разочаровался в такой жизни, и уехал. Я думаю, тут решающую роль сыграло то, что он так и смог решить своей первый коан. Коан - это нелогичная задача, правильный ответ на которую приближает человека к озарению. После решения цепочки коанов - от простых к сложным - человек читается достигшим озарения, может стать наставником, отшельником, монахом или вернуться к обычной жизни. Фишка в том, что правильный ответ на каждый коан - индивидуален для каждого человека. Я так подозреваю, что правильных ответов вообще нет, и наставник приходит к выводу, что коан решен, просто по наитию. Мне особенно понравилось то, что в книге много буддийский притч - и именно одна из таких историй подтолкнула меня к моему выводу насчет коанов.
Самое же удивительное то, что хотя с основным и главным положением буддизма я не согласна принципиально и категорически, и сама жизнь в монастыре описана так, что понимаешь, как несладко там было автору, мне, пока я читала, очень хотелось пожить такой жизнью, только недолго. Я очень земной человек, и я не верю, что сутками медитировать в поисках несуществующих ответов на нелогичные вопросы - это наилучший способ прожить свою жизнь. Но в то же время, я думаю, что иногда, на некоторое время, нам всем было бы полезно отказаться от всех благ, которые сопровождают нас в нашей повседневной жизни и которые мы не ценим и считаем чем-то само собой разумеющимся и попытаться разобраться в своей душе и навести там порядок, и тем самым обрести покой.
В общем, каких-то откровений и озарений в книге нет, но мне она все равно понравилась.