Больше рецензий

30 июля 2010 г. 12:44

251

5

Книга произвела на меня двоякое впечатление.

С одной стороны, читал и удивлялся кондовости языка и немощности стиля, что совершенно нехарактерно было для знакомого мне Крусанова. Я даже откопал первые его произведения - "Укус ангела" и несколько рассказов, чтобы убедиться, что я ничего не напутал. Нет, все правильно - это тот самый Павел Крусанов, которого называли русским Павичем, блестящий стилист, метафорист и сказочник. А тут вдруг местами в тексте встречается такое неоправданное - но главное не похожее на прежнего Крусанова - убожество, что глаза на лоб лезут. К примеру: "автомобиль рванул с перекрестка, как Тузик за Барсиком". Это что? Высокий стиль? Или стеб? Если стеб, то не ясно по какому поводу.

Но с другой стороны, этот роман-манифест насыщен такими точными философскими и я бы даже сказал, социальными тезисами, что диву даешься - как все точно, правдиво и беспощадно. Особенно это касается вставок про Ветер перемен, Улюлям и Набрис. Ощущение, что эти главы и есть тот текст пророчеств (причем, самых настоящих пророчеств), которые получил от душа Ставрогина главный герой. (Всем в цитаты - одних цитат достаточно, чтобы тут же припасть книге, как к кладезю мудрости (но и к свалке плохой филологии))

Интересно, намеренно ли Крусанов опустил перлы соверменной мудрости в навоз некудышной стилистики? Или что-то случилось с его писательским вкусом?

В целом роман очень напоминает тексты Пелевина, все эти бублимиры и прочее, к тому же так сильно замешенное на метафизике. Так что поклонникам Виктора Олеговича, думаю книга придется по душе.

Хотя я бы рекомендовал ее всем, особенно тем, у кого душа болит по поводу современного потребительски оскотинившегося мира. Хотя вывод, к которому приводит нас, радетелей духовности, в конце книги может не очень обрадовать. Хотя все правда, все смешно и грустно. В общем - очень хорошо.

Комментарии


Как мне показалось, кондовость языка и немощность стиля все же намеренные. Вместе с миром умирает и язык, которым он описывается.