Больше рецензий

6 июля 2016 г. 15:47

161

4

Представляю какое неизгладимое впечатление на читателей производила эта книга, когда много лет назад какой-нибудь читатель брал её в руки и листая свежеотпечатанные и соответствующе пахнущие странички, открывал для себя новую, революционную для того времени идею. А может, для этого конкретного человека она была не революционной, может уже тогда эти идеи, которые Айзек Азимов облачил в мысли, витали в воздухе. Может, если бы прошло не так много времени, и этот конкретный человек смог бы протянуть руку и сам поймать эту идею за хвост. Как бы то ни было, я думаю, что на тот момент, когда книга только появилась на прилавках, она наверняка стала событием. В этой книге поднята довольно интересная мысль: чего стоят знания, которые просто так дали человеку, которые ему ничего не стоили?
До 19 века получить образование мог далеко не каждый, и те, кто его получал, ценили знания. Их трудно было получить, приходилось идти на жертвы и знания получали только те, кто действительно к ним стремился.
Когда образование стало общедоступным, когда книг в мире стало столько, что за всю жизнь не прочитать, их ценность для большинства была потеряна. Такова человеческая природа - все, что массово не имеет высокой ценности.
Люди в повести "Профессия" научились обучаться выбранному делу почти мгновенно. Да, требовалось какое-то время, чтобы сгладить шероховатости. Но это не долгие годы, которые тратятся на это сейчас. И ценность профессии для этих людей перестала существовать - они замерли на одной точке развития, для них практически немыслимо то, то что можно иметь несколько профессий одновременно и что чему-то можно научиться самостоятельно.
Главный герой не мог учиться по лентам и вместо этого ему пришлось научиться думать не так, как все, задавать вопросы, учиться не так, как другие. И сначала у него возник внутренний протест - почему я не такой как все? Почему я не могу быть частью этого общества?
Главный герой понимал, что умен, понимал, что у него больше целеустремленности и рассудительности чем у большинства окружающих людей, и у него в голове не укладывалось, что для него не нашлось места в этом продвинутом обществе будущего.
Потребовалась хорошая встряска, чтобы он понял, что его ценность не в том, чтобы быть винтиком в отлаженной системе, его ценность в том, что он умеет создавать новые системы, давать смысл жизни большинству.
Я и согласна, и не согласна с тем, какими методами до Джорджа донесли эту мысль. Да, знание, добытое с трудом, до которого доходишь сам - это бесценное знание. Но что если бы Джордж не выдержал последнего испытания и попросту сломался? Что если бы у него от переживаний и правда крыша поехала? Или, например, чувствуя себя отщепенцем, Джордж возненавидел бы любые знания лютой ненавистью? Тогда все их старания возымели бы обратный эффект.
Книга интересная. Её и правда стоит прочитать, но мне кажется, что метр Азимов в данном случае намеренно перегнул палку, наваливая на своего главного героя испытания, чтобы развязка была драматичнее. Думаю, что если бы сложилась такая система в будущем и такие люди как Джордж действительно были бы так важны для этой системы, люди нашли бы более мягкие методы их обучения.
Советую прочитать, в наши дни эта идея вряд ли будет такой новаторской, как во времена Азимова, но повесть от этого не менее интересно читать.