Больше рецензий

9 июня 2016 г. 21:34

3K

5

Давным-давно мне в руки попал томик Глена Кука с двумя романами о Чёрном отряде, и с тех самых пор я нежно люблю тёмное фэнтези. Однако, как бы кощунственно это не прозвучало, к произведениям самого Кука претензий у меня много. Безусловно, ему, как родоначальнику жанра, можно многое простить, но факт остаётся фактом – при шикарной задумке «Черный отряд» был выполнен на чисто функциональном уровне. Мир показан пунктирными линиями, без подробных и «вкусных» описаний, о характерах и внутреннем мире персонажей и речи не шло – парочка определяющих черт, а остальное в духе «пришёл-увидел-победил» (ну или проиграл, фэнтези-то тёмное). При этом книги определённо хороши, но оставляют чувство некоторой неудовлетворённости. Читатель и сам может додумать всё что угодно: от внешности героев до мотивов главного злодея, но очень уж хотелось большего погружения в мир со всеми его смачными подробностями.

И вот появляется Эриксон с циклом про Малазанскую империю – в симпатичном издании, которое давно маринуется у меня на полке. И оказывается тем же Гленом Куком, только со всем, чего не хватало книгам про «Чёрный отряд» (их, кстати, в одних только «Садах луны» поместилось бы как минимум две). Там, где герой Кука попадает в неожиданно-фантасмагорическую ситуацию, выбирается из неё и кардинально меняет приоритеты (не отвечая при этом на истерические читательские «почему?!»), у Эриксона прослеживается сложная паутина интриг, нити которой не уходят в никуда и не висят в изолированном пространстве, а тесно связаны друг с другом. Потяни за одну – и все остальные придут в движение. Отсюда воистину эпический размах: когда мы следуем за капитаном Параном, ведомым то ли богами, то ли собственной мятущейся волей, или же бродим по крышам живописного Даруджистана в компании молодого вора Крокуса, можете быть уверены – все прочие герои не исполняют роли послушных статистов, ожидающих своего появления в массовке. Персонажи книги постоянно находятся в движении, которое поначалу кажется хаотичным. Но ближе к финалу, когда начинают вырисовываться основные мотивы действующих лиц, все случайности соединяются в цельную картину. Изобилующую белыми пятнами, ну так перед нами ещё девять томов продолжений, чтобы расставить все точки над i.

Если не вдаваться в частности, мир «Малазанской Книги Павших» весьма традиционен. Мрачная, жестокая панорама Империи, стремящейся к безграничному расширению. Божественные сущности, безо всяких проблем вмешивающиеся в дела людей и плетущие собственные интриги. Жалкие остатки некогда славного взвода Мостожогов, преследуемые за верность предыдущему императору. И маленькая рыбачка по кличке Жаль, которой не повезло столкнуться с одним из Взошедших.

Как бы то ни было, узнаваемый сеттинг в Малазане… ничего не портит. Прекрасные имена и названия, для любого любителя фэнтези звучащие как музыка – чего только сто́ят магические пути Куральд Галейн и Омтоз Феллак, представители народа тисте анди Аномандр Рейк и Каладан Бруд (и их шикарная летающая крепость)! И история о противостоянии тиранов и порабощённых, яггутов и т’лан имассов. А магия… В последнее время представители жанра напирают на средневековый натурализм с минимальной дозой сверхъестественного. На страницах же «Садов Луны» магам было где развернуться. Заклятия всех мастей, призывание демонов, пробуждение древних сил, превращение в драконов и, наконец, стержень магической системы – пути, представляющие собой отдельные миры теней и чудовищ, из которых чародеи черпают силы. Всё это невероятно красиво и с грандиозным размахом.

Единственный недостаток, который нисколько не испортил впечатление от романа – некоторое провисание сюжета, когда Эриксон практически свёл воедино всех основных персонажей и слишком долго брал разгон для ударного финала. В отличие от множества фэнтезийных эпопей, первый роман в которых зачастую используют для знакомства с героями и миром, «Сады Луны» являются полноценной главой истории. Истории масштабной, интересной и, без преувеличения, волшебной. Так что мир, созданный Эриксоном, по праву может называться эталоном тёмного фэнтези.

Под катом - несколько атмосферных артов по Малазану, большинство из которых взято вот отсюда.

Дальше...


картинка Solnechnaja2201
картинка Solnechnaja2201 картинка Solnechnaja2201
картинка Solnechnaja2201
картинка Solnechnaja2201

Ветка комментариев


Как говорится, на вкус и цвет.


Вкус и цвет тут ни при чем. :) Мартин выделяется на общем фэнтези-фоне очень заметно, а у Эриксона, в принципе, достаточно типовой набор фэнтезийных ингредиентов, вы сама об этом пишете. То есть Эриксон пишет, в общем, скорее хорошее фэнтези, но, по-моему, этого все-таки недостаточно, чтобы быть круче Мартина.


В таком деле, как оценка книги, я никогда на объективность не претендую)
Исходя из моих личных впечатлений, у Мартина, безусловно, мир куда более масштабный и интрига значительно сложнее, тогда как Эриксон скорее линеен. Но с первым я как застряла капитально на середине четвёртого тома, так и откладываю теперь (сначала до выхода пятого тома, теперь уже до шестого), и нет особого стремления узнать, чем там всё закончится. Тем более что закончится оно ещё не скоро.
Эриксон же завершил часть истории, и завершил её увлекательно. Не настолько, чтобы тут же хвататься за продолжения, но их наличие меня, бесспорно, радует и в перспективе я до них доберусь раньше, чем до "...Льда и Пламени". И не в последнюю очередь благодаря тем самым "фэнтезийным ингредиентам". Не знаю, что там в "Малазане" будет к середине цикла, но начало меня восхитило так, как ни одно тёмное фэнтези за последнее время. Так что субъективно да, мне Эриксон нравится больше чем Мартин, хотя обоих авторов нежно люблю и уважаю)