Больше рецензий

8 июня 2016 г. 17:49

Лучшее на Лайвлибе

1K

5 Рукописи не горят...

Михаил Булгаков
"Мастер и Маргарита"

картинка Rudolf

"Ведь вы мыслите, как же вы можете быть мертвы?"

Здравствуй, моя дорогая книга. Почему дорогая? Да потому что ты являешься самой запоминающейся из всей прочитанной школьной программы. Наравне с гоголевским "Тарасом Бульбой". Те уже порядком забытые впечатления я храню до сих пор. Так иногда случается. Мы вновь с тобой встретились. Прошло целых десять лет... Ты осталась прежней, а я изменился. Ты для меня стала совершенно другой, но не менее любимой, и я с большой радостью посмотрел на тебя вновь, с другой стороны. Уже взрослыми глазами. Итак, начнём... В путь!

"Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!"

Я люблю и глубоко уважаю творчество человека, который написал "Мастера и Маргариту". Был у автора безмерный талант доступно, сквозь призму элементарных фраз и крайне остроумно показать жизнь людей. Как она есть. Все пороки современников. Он не только высмеивал московскую богему и законы жизни двадцатых-тридцатых годов, но и вкладывал в свои произведения бессмертные вопросы на тему добра и зла. Богема погрязла в грехах и представители богемы жестко наказываются. А ведь это, казалось бы, должен быть цвет нации. И читатель задумывается: справедливо ли? Всевидящее око власти в лице вездесущих агентов (не нужно упоминать политическую обстановку в стране того времени) постоянно оказываются в дураках. Насмешка ли? Возможно. Простой московский житель, которого испортил квартирный вопрос, жаден до всего красивого и зарубежного в итоге оказывается голым телом прямо посреди улиц. Но "одет" ли его внутренний мир? Сомневаюсь. В нашем обществе есть какой-то вечно царящий идиотизм и присутствует порядком надоевшая чертовщина. Абсолютно во всех сферах жизни. В каждом слое общества. Нет, ну правда же!?

"Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?"

Мне импонируют книги, в которых зло предстаёт в таком магнетически привлекательном образе. Почему автор его таким рисует (и ведь не он один такой)? Почему читателям он так нравится? Пусть каждый ответит себе сам. Я же для себя отвечу, что зло есть в каждом из нас. Оно является неотъемлемой частью человеческого существа. Оно сидит в каждом из нас. Это факт. А факт, как всем известно - самая упрямая вещь на свете. И ведь лучше пусть это самое зло будет обаятельным, чем кровавым и безобразным. Да, смысл не меняется. Зло - это всегда плохо, и ничего хорошего и приятного в итоге человек не получает. Но многие, если не все, ведь любят красивые обёртки. Вспомните старушку из истории о Белоснежке. Бе, отвратительно. Понимаете о чём я, да? В этом присутствует манящая эстетика Бытия. Взгляните на свиту Воланда. Компанейский рубаха-парень; серьёзный, молчаливый и исполнительный "друг" - опора в важных делах; девушка; приколист, готовый всегда выкинуть что-то эдакое. Персонажи, которые есть абсолютно в любой компании. Собирательный образ, так сказать.

"Правду говорить легко и приятно."

В романе много сюжетных линий, которые переплетаются между собой. Центральными являются темы любви (хотя как-то странно, довольно скучно она преподнесена и мне не совсем понравилась) мастера и Маргариты, страдающего Понтия Пилата и ответственности за свои поступки. Из всех этих главных, на мой взгляд, тем меня большего всего зацепила история несчастного Понтия Пилата. Этого уставшего от жизни, боли и ответственности человека, который хочет лишь одного - покоя. Покой... Как много в этом слове! Как же ужасно должна сложиться жизнь, чтобы единственной отдушиной у человека была собака? Каким нужно быть одиноким? Какие душевные муки может испытывать человеческое существо по этому поводу? Человек всегда хочет добраться до невозможного. А именно до истины. Человек всегда совершает поступки, за которые надо расплачиваться. Ошибки неминуемы. Их большое количество может постоянно угнетать и рано или поздно сломать. Примерно то же самое читатель может увидеть и в судьбе мастера, человека личность которого воспринимается слишком уж по-особому. Он встретил своего человека и им обоим повезло. Мастер был спасён! Понтий Пилат тоже нашёл "своего" человека, но ему пришлось поступить так как он поступил. Причины? Не могу сказать... Любовь к человеческому существу, любовь к познанию присутствует здесь в полной мере. Искупление за всё как главная награда.

"Вторая свежесть - вот что вздор! Свежесть бывает только одна - первая, она же и последняя..."

Мне нравится, что главные герои в романе являются существами харизматичными. Все без исключения! Нет в них никаких лишних соплей. Натуры они все цельные, состоявшиеся и потрясающе прописанные! У каждого из них своя история, которая увлекает и возбуждают их откровения, произнесённые красивыми словами, которые плавно перетекают в целые афоризмы. И это лично у меня не вызывает никакого отторжения. Как было в своё время с лордом Генри из "Портрета Дориана Грея". Кто-то циничен, а кто-то готов ради другого пойти на всё и бросить все силы на помощь. А другой просто живёт и размышляет, пытается стать лучше в глазах своих и чужих. Тонкие, утончённые, жёсткие, волевые, слабые, трусливые, яркие и живые образы представляет на наш суд Михаил Афанасьевич! Интересно было догадываться и узнавать, что же скрывается за всеми судьбами и одному сочувствовать, а про другого думать "так тебе и надо, заслужил". Лично у меня два любимых персонажа во всей книге. Таковыми являются Бегемот и Азазелло! Первый нравится своей простотой и непосредственностью в высказываниях, а второй цепляет демонической монолитностью и серьёзностью. Гениальны!

"Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться, и притом, весьма крупно."

Но при всех своих несомненных плюсах у меня никак не получается воспринимать "Мастера и Маргариту" и все сюжетные линии как единое целое. Вот никак! Это просто набор историй, которые автором умело переплетены, но не оставляет цельное впечатление. Знаете, эта книга у меня устойчиво ассоциируется с классическим образом блондинки! Вроде всё хорошо, но присутствует какая-то лёгкость, ветреность и недосказанность, но в то же время и глубина видимая, но как-то немного не доработанная... В этой книге присутствует всё то, о чём писал Булгаков на протяжении всей литературной карьере. Это его главное произведение, которое должно было подвести итоговую черту и вобрать в себя всё, всё, всё. Но упорно не покидает ощущение, что чего-то не хватает. И теперь я опасаюсь, что при будущем чтении "Братьев Карамазовых" вы понимаете какого автора, у меня сложится такое же послевкусие. Тем более, что и последний роман Фёдора Михайловича тоже оказался незаконченным. Ох, похожи эти книги. Одна чем-то вышла из другой...

"Каждому будет дано по его вере."

P.S. Я иногда честно не понимаю, почему некоторые книги становятся дико популярными, мейнстримовыми и откуда берётся вокруг них сметающая всё на своём пути шумиха... Читать эту книгу или не читать? Перечитывать или не перечитывать? Читать и перечитывать. Ведь детские и подростковые воспоминания самые яркие. И их всегда интересно сравнивать с нынешним своим мировосприятием. Ведь эта книга очень подростковая. Самая подростковая из всей серьёзной литературы...

P.P.S. Может быть кто-нибудь мне объяснит глубинный (если он имеется) смысл главы "Последние похождения Коровьева и Бегемота"? Вот честно, зачем она была написана? Для чего?

"— Достоевский умер.
— Протестую, Достоевский бессмертен!"

Рецензия написана под музыку Игорь Корнелюк - Воланд, Агата Кристи - Никогда и Lacrimosa - Kaleidoskop.

Danke für Ihre Aufmerksamkeit!
Mit freundlichen Grüßen
А.К.

картинка Rudolf

Ветка комментариев


Мне уже в принципе пора на третий заход идти)


Так дерзай!
Но я понимаю, что большой список хотелок, наличие желания прямо сейчас...
Но, всяком случае, мне будет интересно ознакомиться с твоими новыми-старыми впечатлениями и уже тогда ориентировочно предполагать то, что меня будет ждать при перечитывании и после. )))


Это да, и про хотелки, и про желание, я вот к перечитыванию Карениной тоже много лет шла. У меня даже есть отдельная подборка, что бы я хотела перечитать))) Летом вот хочу до некоторых произведений Кинга добраться, тоже давняя мечта перечитать)
Спасибо) Будет, не обещаю, что прям скоро, но будет)


А меня вот совершенно не тянет перечитывать у Кинга то, что я уже читал. Только, может быть, "Страну радости". А для всего остального я хочу сохранить ТЕ эмоции. Ведь у меня перед глазами даже стоят вечера, часы, минуты, проведённые за чтением Кинга, и окружающая меня обстановка, Я досконально помню мои походы в библиотеку за его книгами, как я выбирал, приносил к тётеньке и проч. И нового мне ничего не хочется и "засорять" память новыми взрослыми впечатлениями мне не хочется. Тем более, что главный посыл, мораль из его историй я уже вынес и в этом плане абсолютно ничего не поменяется. Вот настрочил, блин. )))


Как развернуто объяснил)) А меня прям тянет перечитать то, что читалось еще в школе) Плюс уже есть опыт перечитывания и эмоции не потерялись, у меня проверено)


"Как всё индивидуально"© )))))