Больше рецензий

8 июня 2016 г. 17:49

Лучшее на Лайвлибе

1K

5 Рукописи не горят...

Михаил Булгаков
"Мастер и Маргарита"

картинка Rudolf

"Ведь вы мыслите, как же вы можете быть мертвы?"

Здравствуй, моя дорогая книга. Почему дорогая? Да потому что ты являешься самой запоминающейся из всей прочитанной школьной программы. Наравне с гоголевским "Тарасом Бульбой". Те уже порядком забытые впечатления я храню до сих пор. Так иногда случается. Мы вновь с тобой встретились. Прошло целых десять лет... Ты осталась прежней, а я изменился. Ты для меня стала совершенно другой, но не менее любимой, и я с большой радостью посмотрел на тебя вновь, с другой стороны. Уже взрослыми глазами. Итак, начнём... В путь!

"Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!"

Я люблю и глубоко уважаю творчество человека, который написал "Мастера и Маргариту". Был у автора безмерный талант доступно, сквозь призму элементарных фраз и крайне остроумно показать жизнь людей. Как она есть. Все пороки современников. Он не только высмеивал московскую богему и законы жизни двадцатых-тридцатых годов, но и вкладывал в свои произведения бессмертные вопросы на тему добра и зла. Богема погрязла в грехах и представители богемы жестко наказываются. А ведь это, казалось бы, должен быть цвет нации. И читатель задумывается: справедливо ли? Всевидящее око власти в лице вездесущих агентов (не нужно упоминать политическую обстановку в стране того времени) постоянно оказываются в дураках. Насмешка ли? Возможно. Простой московский житель, которого испортил квартирный вопрос, жаден до всего красивого и зарубежного в итоге оказывается голым телом прямо посреди улиц. Но "одет" ли его внутренний мир? Сомневаюсь. В нашем обществе есть какой-то вечно царящий идиотизм и присутствует порядком надоевшая чертовщина. Абсолютно во всех сферах жизни. В каждом слое общества. Нет, ну правда же!?

"Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?"

Мне импонируют книги, в которых зло предстаёт в таком магнетически привлекательном образе. Почему автор его таким рисует (и ведь не он один такой)? Почему читателям он так нравится? Пусть каждый ответит себе сам. Я же для себя отвечу, что зло есть в каждом из нас. Оно является неотъемлемой частью человеческого существа. Оно сидит в каждом из нас. Это факт. А факт, как всем известно - самая упрямая вещь на свете. И ведь лучше пусть это самое зло будет обаятельным, чем кровавым и безобразным. Да, смысл не меняется. Зло - это всегда плохо, и ничего хорошего и приятного в итоге человек не получает. Но многие, если не все, ведь любят красивые обёртки. Вспомните старушку из истории о Белоснежке. Бе, отвратительно. Понимаете о чём я, да? В этом присутствует манящая эстетика Бытия. Взгляните на свиту Воланда. Компанейский рубаха-парень; серьёзный, молчаливый и исполнительный "друг" - опора в важных делах; девушка; приколист, готовый всегда выкинуть что-то эдакое. Персонажи, которые есть абсолютно в любой компании. Собирательный образ, так сказать.

"Правду говорить легко и приятно."

В романе много сюжетных линий, которые переплетаются между собой. Центральными являются темы любви (хотя как-то странно, довольно скучно она преподнесена и мне не совсем понравилась) мастера и Маргариты, страдающего Понтия Пилата и ответственности за свои поступки. Из всех этих главных, на мой взгляд, тем меня большего всего зацепила история несчастного Понтия Пилата. Этого уставшего от жизни, боли и ответственности человека, который хочет лишь одного - покоя. Покой... Как много в этом слове! Как же ужасно должна сложиться жизнь, чтобы единственной отдушиной у человека была собака? Каким нужно быть одиноким? Какие душевные муки может испытывать человеческое существо по этому поводу? Человек всегда хочет добраться до невозможного. А именно до истины. Человек всегда совершает поступки, за которые надо расплачиваться. Ошибки неминуемы. Их большое количество может постоянно угнетать и рано или поздно сломать. Примерно то же самое читатель может увидеть и в судьбе мастера, человека личность которого воспринимается слишком уж по-особому. Он встретил своего человека и им обоим повезло. Мастер был спасён! Понтий Пилат тоже нашёл "своего" человека, но ему пришлось поступить так как он поступил. Причины? Не могу сказать... Любовь к человеческому существу, любовь к познанию присутствует здесь в полной мере. Искупление за всё как главная награда.

"Вторая свежесть - вот что вздор! Свежесть бывает только одна - первая, она же и последняя..."

Мне нравится, что главные герои в романе являются существами харизматичными. Все без исключения! Нет в них никаких лишних соплей. Натуры они все цельные, состоявшиеся и потрясающе прописанные! У каждого из них своя история, которая увлекает и возбуждают их откровения, произнесённые красивыми словами, которые плавно перетекают в целые афоризмы. И это лично у меня не вызывает никакого отторжения. Как было в своё время с лордом Генри из "Портрета Дориана Грея". Кто-то циничен, а кто-то готов ради другого пойти на всё и бросить все силы на помощь. А другой просто живёт и размышляет, пытается стать лучше в глазах своих и чужих. Тонкие, утончённые, жёсткие, волевые, слабые, трусливые, яркие и живые образы представляет на наш суд Михаил Афанасьевич! Интересно было догадываться и узнавать, что же скрывается за всеми судьбами и одному сочувствовать, а про другого думать "так тебе и надо, заслужил". Лично у меня два любимых персонажа во всей книге. Таковыми являются Бегемот и Азазелло! Первый нравится своей простотой и непосредственностью в высказываниях, а второй цепляет демонической монолитностью и серьёзностью. Гениальны!

"Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться, и притом, весьма крупно."

Но при всех своих несомненных плюсах у меня никак не получается воспринимать "Мастера и Маргариту" и все сюжетные линии как единое целое. Вот никак! Это просто набор историй, которые автором умело переплетены, но не оставляет цельное впечатление. Знаете, эта книга у меня устойчиво ассоциируется с классическим образом блондинки! Вроде всё хорошо, но присутствует какая-то лёгкость, ветреность и недосказанность, но в то же время и глубина видимая, но как-то немного не доработанная... В этой книге присутствует всё то, о чём писал Булгаков на протяжении всей литературной карьере. Это его главное произведение, которое должно было подвести итоговую черту и вобрать в себя всё, всё, всё. Но упорно не покидает ощущение, что чего-то не хватает. И теперь я опасаюсь, что при будущем чтении "Братьев Карамазовых" вы понимаете какого автора, у меня сложится такое же послевкусие. Тем более, что и последний роман Фёдора Михайловича тоже оказался незаконченным. Ох, похожи эти книги. Одна чем-то вышла из другой...

"Каждому будет дано по его вере."

P.S. Я иногда честно не понимаю, почему некоторые книги становятся дико популярными, мейнстримовыми и откуда берётся вокруг них сметающая всё на своём пути шумиха... Читать эту книгу или не читать? Перечитывать или не перечитывать? Читать и перечитывать. Ведь детские и подростковые воспоминания самые яркие. И их всегда интересно сравнивать с нынешним своим мировосприятием. Ведь эта книга очень подростковая. Самая подростковая из всей серьёзной литературы...

P.P.S. Может быть кто-нибудь мне объяснит глубинный (если он имеется) смысл главы "Последние похождения Коровьева и Бегемота"? Вот честно, зачем она была написана? Для чего?

"— Достоевский умер.
— Протестую, Достоевский бессмертен!"

Рецензия написана под музыку Игорь Корнелюк - Воланд, Агата Кристи - Никогда и Lacrimosa - Kaleidoskop.

Danke für Ihre Aufmerksamkeit!
Mit freundlichen Grüßen
А.К.

картинка Rudolf

Комментарии


В нашем обществе есть какой-то вечно царящий идиотизм и присутствует порядком надоевшая чертовщина.

Вот прям да! картинка russian_cat
Особенно на работе подобные мысли часто посещают..)


Даю 146 %, что и через 10, 20, 30 лет мало что изменится. (((
Русская национальная черта, ёптЪ! Это не лечится...


да ладно, в других странах тоже своего веселья хватает)


Не без этого. Вот только веселье не всегда означает идиотизм. )))
Мне сейчас вспоминается монолог таксиста из фильма "Брат 2". Помнишь? Были же люди как люди...


Не помню, ибо не смотрела)


sddefault.jpg
0:10

maxresdefault.jpg
04:00


Не смотрела "Брат 2"? (округляю глаза и делаю взгляд неимоверно удивительным)
Хм...


Совершенно нет причин делать взгляд "удивительным". И удивленным тоже))
Я вообще очень многие фильмы не видела, даже очень известные. Так уж сложилось)
Боюсь, ты будешь в ещё большем шоке, если я скажу, что первого Брата я посмотрела только в прошлом году..)


Ха-ха-ха, хотел написан удивлённым. )))
Понимаю, принимаю, но всё равно лично для меня (а не вообще) это немного необычно. Но это мои заморочки и представления.
Фу-х, ну хоть первого смотрела! Подозреваю, что впечатления были нейтральными.


Да нет, я понимаю, почему тебе это кажется странным) Я всю жизнь только и слышу: "КАК, ты не смотрела Титаник?!" (впервые посмотрела в 18 лет), "КАК, ты не смотрела Бригаду?" или даже "Ты не смотрела "Клон"???" (с подтекстом: а ты вообще с этой ли планеты?..) Видимо, не с этой, но что уж поделаешь)
Я почему-то не очень люблю смотреть фильмы, особенно те, которые раньше не видела (знаю-знаю, это тоже странно). С детства предпочтение книгам)
Очень мало фильмов, которые я действительно люблю смотреть и пересматривать.
А насчет первого Брата... Честно говоря, смотрела краем глаза с параллельным чтением книги (это тоже моя болезнь, не могу смотреть кино, чтобы еще попутно что-нибудь не делать. Например, есть, но нельзя же есть все два часа, пока фильм идет:)) Так вот, впечатления были нормальными, но мало что я запомнила. Обратила внимание только на песни Наутилуса) впрочем, они мне и раньше нравились, просто сделала открытие, что они, оказывается, звучали в этом фильме)


Если ты не любишь фильмы, то всё понятно. Просто мне как любителю кинематографа... )))
Понятненько. Наутилус вписывается в атмосферу фильма очень органично.


Просто, как любитель кинематографа, в глубине души считаешь таких, как я, неадекватами)) ну, или, скажем, людьми, многое упускающими в жизни..)
Может, так и есть, кстати.


Вовсе нет. Ни в коем случае! Я же не знал, что ты не большой любитель фильмов. Теперь знаю. И теперь я нисколько не удивлён.
Просто у всех свои вкусы и интересы, которые я уважаю. Так же не любитель кинематографа может и про меня подумать и сказать. Например, вместо того, чтобы выйти на улицу и наслаждаться красотой природы, свежим воздухом и проч., ты сидишь и пялишься в экран. )))
Главное - стараться не злоупотреблять! ))


Ладно, ладно, на этом и сойдемся - не злоупотреблять и наслаждаться жизнью)
В какие дебри разговор-то зашел..))


Мне вот ещё на эту тему нравятся последние клипы группы "Ленинград"! )))
Как чётко, интересно и с каким юмором высмеивается наша повседневность.


что зло есть в каждом из нас. Оно является неотъемлемой частью человеческого существа. Оно сидит в каждом из нас. Это факт. А факт, как всем известно - самая упрямая вещь на свете. И ведь лучше пусть это самое зло будет обаятельным, чем кровавым и безобразным.

перечитала раз 5...
я как бывшая блондинка,сижу и думаю,обижаться или нет)))


Ну и?!
Конечно не обижаться. Абсолютно никакой конкретики и перехода на личности! )))
Я же тоже бывший блондин. ))


Отложилась фраза)если подумать,то обаятельным злом быть не так уж плохо)))
Про мужчин блондинов не говорят всего того,что про девушек)))светлая голова конечно не моё,я на темной стороне)))))


Да, я бы хотел!
Обаятельным (-ой) в принципе быть замечательно! ))
Ну стереотипы не берутся же из воздуха. ))


От имени всех блондинок протестую!))


Вот и я Александру говорю,что нельзя блондинок обижать:))


А я и не обижаю. ))
Блондинки - это милейшие создания. Как и брюнетки.


Звучит как фраза а-ля "Кот-Бегемот". ))) Прям так и представил это его восклицание. )) Браво!
Присоединяюсь! Предлагаю чистый спирт за примирение!
Скажу за себя, что я их совершенно не разделяю.
Впечатления, основанные на личном опыте, совершенно противоположны. Пусть не диаметрально, но всё же... )))


Про Бегемота я даже не подумала, случайно так вышло))
Согласна! Правда, я не пью, но ради такого случая..))
Просто мне сложно представить в себе, как ты пишешь, "лёгкость, ветреность и недосказанность". Хотя.. черт его знает, я же себя со стороны не вижу, мало ли какое впечатление можно производить, не подозревая о том)


А я буду просто злым волшебником))))))


Этакий Мерлин наоборот? Или Урфин Джюс? )))
Или сатана а-ля Аль Пачино из "Адвоката дьявола"?


Из всех этих главных, на мой взгляд, тем меня большего всего зацепила история несчастного Понтия Пилата.

Вот у меня на эту линию взгляд при перечитывании кардинально поменялся, в школе вообще она мимо меня прошла, а вот когда перечитала, прониклась)

Насчет любимых героев совпали)


Вот просто аналогично! Прожитая жизнь и приобретение жизненного опыта сказываются...
Они бесподобны и шикар-р-р-рны!


так и есть)


Эх, была бы в книге эта самая любовная линия написана более ярко, жизненно, то...
Что же будет через десять лет...? Какие эмоции, какие впечатления нас ожидают? Мне уже сейчас интересно и хочется узнать!


Мне уже в принципе пора на третий заход идти)


Так дерзай!
Но я понимаю, что большой список хотелок, наличие желания прямо сейчас...
Но, всяком случае, мне будет интересно ознакомиться с твоими новыми-старыми впечатлениями и уже тогда ориентировочно предполагать то, что меня будет ждать при перечитывании и после. )))


Это да, и про хотелки, и про желание, я вот к перечитыванию Карениной тоже много лет шла. У меня даже есть отдельная подборка, что бы я хотела перечитать))) Летом вот хочу до некоторых произведений Кинга добраться, тоже давняя мечта перечитать)
Спасибо) Будет, не обещаю, что прям скоро, но будет)


А меня вот совершенно не тянет перечитывать у Кинга то, что я уже читал. Только, может быть, "Страну радости". А для всего остального я хочу сохранить ТЕ эмоции. Ведь у меня перед глазами даже стоят вечера, часы, минуты, проведённые за чтением Кинга, и окружающая меня обстановка, Я досконально помню мои походы в библиотеку за его книгами, как я выбирал, приносил к тётеньке и проч. И нового мне ничего не хочется и "засорять" память новыми взрослыми впечатлениями мне не хочется. Тем более, что главный посыл, мораль из его историй я уже вынес и в этом плане абсолютно ничего не поменяется. Вот настрочил, блин. )))


Как развернуто объяснил)) А меня прям тянет перечитать то, что читалось еще в школе) Плюс уже есть опыт перечитывания и эмоции не потерялись, у меня проверено)


"Как всё индивидуально"© )))))


О, а у меня наоборот, эта линия в школе больше понравилась , а вот московская часть раздражала... все эти нехорошие квартиры и варьете, не оч отложились. Вот только Иван Бездомный и Понтий Пилат - ничего так)


как все индивидуально)


Воистину! ))