Больше рецензий

Godefrua

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 мая 2016 г. 15:03

487

4

О мудрости сказано столько слов и написано столько книг! Если собрать их все, вычитать, найти общее и сократить до тезисов, то получится хорошая серия цитат, можно постить где-нибудь в соц.сетях. Но вот пригодятся ли они кому-нибудь? В смысле - не развлекут, а помогут ли, спасут, облегчат жизнь? Все как в притче из этой книги. Я налью вам чаю (мудрости), но нужна чашка, иначе обожжете руки, испортите циновку. А получение чашки вы должны выстрадать так, будто вас топят и именно в ней спасение. Это из другой притчи. Или для того, что бы чайник вскипел (мозг прозрел), ему нужно стоять на огне какое-то время. Из третьей притчи. Вообще, прекрасные притчи тут есть на все случаи жизни.

Мудрость, наверное, неправильное слово. Вернее, оно правильное, но важнее, не она,а спасение. Спасение своей души, облегчение страдания, своего в мирском, потому что все взаимосвязано. А вот как спастись, надо понимать. Надо понимать - это мудрость.

Сколько монастырей в мире? Неважно к какой конфессии они принадлежат. Что привело туда людей? Человек, такое существо, жизнь которого усложнена интеллектом. Все, как у животного, но еще этот котелок, который варит. Или должен варить, раз есть, но не варит. Или варит не так, как у всех. Или варит, а счастья нет. Ни у носителя котелка, ни в мире в целом. Вот со своими котелками, варящими и не очень и идут ищущие в монастырь. Толи чинить их, толи настраивать на экологичный для самого себя режим.

Герой книги - «западный человек», мучимый внутренней пустотой, жалостью и болью бессмысленности жизни в целом, отправился на поиски духовного спасения, хотя бы своего, в Японию, в дзен-буддийский монастырь. Его не прогнали, приняли, ввели в монастырский режим и распорядок. Он, как инородное тело в прямом и переносном смысле, старался изо всех сил постичь способ духовного спасения. Вообще, очень радостно за «западных людей», которые не считают себя материально обеспеченными, но оценивают свое материальное состояние тем, на сколько хватит лет скромной жизни с редкими вспышками эксцентричности. Наш герой не очень богат - оценил в три года, после полутора лет жизни без заработка в Японии. Говорю я это лишь к тому, что в его «спасение» не входила необходимость прокормить себя. Вообще-то, я без сарказма это пишу и за него рада, что хотя бы это его не волновало. Хотя, если бы волновало, может отвлекался бы.

Его опыт очень интересен. И с точки зрения бытовых моментов, ведь это не просто так «влезть в чужой монастырь»! Здесь, книга будет интересна даже просто любознательным людям, никакими поисками спасения не терзаемыми. Что там происходит за забором, в этих пагодах, выросших столетия назад, посреди изумрудной травы и редких ветвистых деревьев? Интересна будет и для размышления на тему «обмена опытом» в рамках «восток-запад». Почему так влечет в чуждую культуру из собственной? Чем чуждая так манит? Ведь и восточных людей, одержимых западной культурой много, не меньше чем западных ищущих на Востоке. Может, просто красивенько? Возможно ли постичь чужую, если и свою-то не очень постиг?

И с точки зрения того, что собственно с духовными запросами и поисками героя происходило в новых обстоятельствах. Что за методы постижения смысла жизнии? Направлений в буддизме много, в чем суть практики дзен? Кому дастся, а кому нет? Как понять далось или не далось? И надолго ли далось? Ведь все преходяще.

И с точки зрения того, что из этого вышло у автора. Тут можно по разному оценивать, но кто мы такие? Опыт-то не наш. Если оценивать то, как он этот опыт описал, то скажу, что описал очень искренне, как на духу. Не красовался, не оправдывался, не обвинял, не умалчивал. Мне кажется, что когда он писал, опыт этот у него болел все-таки. К опыту этому он все же привязан, вопреки принципу - не привязывайся. Очень показательно и то, что на прощание он получил в подарок от настоятеля не чашку, а палку, которой его били, равно как и других монахов, что бы не заснул во время медитации. Нет, все не так ужасно, вполне сносно и даже полезно. Наверное. Сам же туда пришел. Да и настоятель не пожадничал напоследок добрым словом. Просто каждому свое. Во всем свой смысл и нет никакого смысла. Дзен!

Комментарии


дзэн! :)