Больше рецензий

Milena_Main

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 мая 2016 г. 12:54

6K

2

Нет. Не убедила меня автор. Определенное здравое зерно в ее, во многом скомпилированной из разных западных источниках, работе имеется, и такие люди, которым она посвящена, действительно существуют. И ничем хорошим отношения с ними, как правило, не оборачиваются. В этом Таня Танк права, пусть не она это и придумала.
Однако, все остальное не выдерживает никакой критики.
Аннотация заявляет, что книга эта "...первый глубокий анализ явления, основанный на реальных историях и трудах светил психоаналитики".
Ну, окей, реальные истории и цитаты из работ видных западных психологов тут действительно в наличии, вот только с анализом, тем более, глубоким, как-то не срослось.
Начнем с теории. Там, где дело касается цитат из современной (или не очень, раз уж Фромма для солидности помянули) все идет достаточно гладко в этом отношении, пусть некоторые утверждения так и напрашиваются на полемику и проведение дальнейших экспериментов перед четкими выводами. Но вот когда автор сама начинает рассказывать, что есть перверзный нарцисс и с чем его едят, рука не отлипает от лица.
В ее трактовке в эту категорию попали все, кто только мог, - от, собственно, этих самых перверзных нарциссов, которым посвящено исследование, до откровенных социопатов, а также истерических творческих личностей, мошенников на доверии, всякого рода мудаков и бог знает, кого еще.
Я серьезно. Если внимательно прочитать ее описание Роковой личности, ориентируясь на признаки, на которые она советует обратить особое внимание, то в их число почти наверняка попадете и вы сами, и добрая половина ваших знакомых. Как говорится, "смешались в кучу кони, люди..." Я вот точно таким макаром подпадаю под довольно большее количество ее подпунктов о том, как может вести себя перверзная личность.
Во-вторых, автор сама себе противоречит. Я уж молчу о том, что пункты ее описания потенциального перверзного поведения порой кардинально противоположны - например, "долго нигде не работает, не задерживается на одном месте" и "карьерист, сосредоточен на достижении успеха", "может быть молчаливым и угрюмым" или "улыбаться и сиять". Это, видимо, призвано показать, что перверзник может быть любым (хотя, спрашивается, какой в таком случае толк от подобного описания?). Но на этом противоречия не кончаются. Вот она утверждает, что перверзный нарцисс не способен на настоящее творчество - ну хорошо, принимаем за аксиому. И что же мы видим дальше? А дальше мы видим Лермонтова, которого она приводит в качестве примера такой вот перверзной Роковой Личности. То, что Михаил Юрьевич вел себя с людьми весьма странным образом, и зачастую далеко не лучшим, никто оспаривать не будет. Но мне не дает покоя вопрос творчества. Ведь выше автор нам уверенно заявила, что нарцисс не способен на подлинное творение, оттого отчасти и бесится. И, что же, выходит Лермонтов был бездарен и только создавал вокруг себя "дутый имидж"?
Кстати, я даже не знаю, как охарактеризировать тот факт, что у нее на одной шкале - просто разной степени интенсивности - оказались и Лермонтов, и Гитлер. Это все к тому дикому винегрету, который в ее исполнении представляет собой эта загадочная Роковая Личность, перверзный нарцисс. Что-то тут не склеивается, не выходит каменный цветок.
Ну, и я в принципе не в состоянии относиться к работе как к серьезному психологическому исследованию, когда в нем в качестве доказательной базы рассматриваются примеры из литературы (что было бы уместно только и исключительно в контексте литературоведения, но современные писатели якобы научпопа этим частенько грешат), к тому же, в основном, классической, а не современной, и приводятся советы из печально известных радфемских блогов (на секундочку, ничего против феминизма я не имею, но блоги, которые цитирует автор действительно печально известны в своей среде).
Еще одно противоречие вылезает, когда начинаешь сравнивать советы в конце книги, следование которым позволит оградить себя от столкновения с перверзным нарциссом, с описанием поведения этих самых Роковых в начале. И, получается, что если выполнять эти инструкции (часть из которых, наиболее здравая, кстати сказать, вообще относится к правилам общей безопасности - не идти с незнакомцем из клуба в первую же ночь, не садиться в машину к неизвестным людям - и непонятно, причем тут конкретно нарциссы-то, это же базовые рекомендации), то велик шанс, что человек, прочитавший первую часть этой книги, вас же самого за первезника примет - до того они совпадают с признаками подозрительного поведения, на которое следует обратить внимание.
Ну и наличие у человека не одного, а нескольких электронных ящиков еще не является тревожным звоночком, как и характерный, громкий, "хищный" никнейм в Сети - иначе что следует о самой Тане Танк с ее-то псевдонимом?
Последнее - это, конечно, мелочь и может рассматриваться как придирка (мол, ну понятно же, что само по себе - это еще не признак, а вот в совокупности с другими чертами...). Однако, из таких вот "мелочей" и складывается вся книга, написанная, к тому же, очень эмоционально, что для серьезного анализа, опять же, абсолютно неприемлимо.
Что же касается практической части, то "реальные истории" тоже вызывают у меня определенные вопросы. Просто потому, что все они - родом из Интернета, а значит, по сути своей, едва ли проверяемы на достоверность. Нет, я не считаю, что люди, обнажившие душу в Сети, обязательно врут (хотя, будем честны, и такое не исключено). Но даже если они говорят чистейшую правду, это исключительно их правда, которую невозможно проверить на соответствие действительности. Мы знаем только их точку зрения на конфликт, произошедший в отношениях. И совершенно не знаем, что по этому поводу думала/чувствовала (или не чувствовала, если уж на то пошло) вторая сторона. И насколько справедливо она была определена рассказчиком или компилятором этих историй в перверзные нарциссы.
В общем, мое мнение по поводу этого "глубокого анализа" очевидно. А жаль, ибо тема-то интересная, но вот подача и исполнение не просто подкачали, а просто напрочь убили саму идею.
И, самое печальное, что книга найдет, уже находит своего восторженного читателя, и это, в общем-то, прекрасно объяснимо с точки зрения все той же психологии. Ведь многие люди, узнав в этом описании (а под него, напоминаю, легко подогнать практически любого человека) своего обидчика в той или иной сфере отношений, радостно ухватятся за эту мысль с чувством внутренного облегчения - мол, "вот в чем дело-то было, оказывается, я тут не при чем, это он - такая бесчувственная сволочь, просто не человек по определению, которому уже ничто не поможет, включая добровольную психотерапию" (да, именно такую мысль - о "недочеловеческой" природе перверзных нарциссов и невозможности корреляции их поведения транслирует нам автор, и мне она, кстати сказать, тоже весьма не по душе). И паранойя будет только нарастать. А уровень доверия к людям - и способность строить с ними отношения - соответственно падать.

Ветка комментариев


Рецензия написана для того, чтобы зародить сомнения и вызывать недоверие.
Нет. Не приписывайте мне мотиваций, которых у меня не было. Рецензия была написана для того, чтобы поделиться своим мнением и выразить свои сомнения. Влиять на чужие умы я себе цели не ставила.

Так, что бывают и такие нарциссы. Просто редко.
Вот только в книге - во всяком случае, в той редакции, что я читала, о таких исключениях почему-то нет ни слова. Напротив, категорически подчеркивается, что ни на какое творчество такие люди неспособны. Как это бьётся?

автор рецензии и сама анализа серьезного не дает книге, и такое впечатление у меня сложилось, что как бы оправдывается
Это называется "ирония". ) Что же касается серьезного анализа, то, может, скажете мне, в чем, по-Вашему, он должен заключаться? Разве я привела недостаточно аргументов, объясняя свою точку зрения? Не моя вина, что они Вам не понравились, хотя я, между прочим, всегда стараюсь предельно мягко формулировать критику.
И, кстати, почему Вы пишите обо мне в третьем лице под моей же рецензией? )))

Я рада, что Вам и Вашим знакомым эта книга помогла. Только вот я и мое мнение о книге здесь при чем?


Рецензия была написана для того, чтобы поделиться своим мнением и выразить свои сомнения. Что же касается серьезного анализа, то, может, скажете мне, в чем, по-Вашему, он должен заключаться? Разве я привела недостаточно аргументов, объясняя свою точку зрения?


Ваши аргументы (если можно это так назвать) не достаточны, вы вырвали просто цитаты из контекста, и на этих цитатах обосновали свое мнение. Что касается сомнений, то это тоже не аргумент. Потому это даже анализом нельзя назвать.

И, кстати, почему Вы пишите обо мне в третьем лице под моей же рецензией? )))Я рада, что Вам и Вашим знакомым эта книга помогла. Только вот я и мое мнение о книге здесь при чем


Считайте мой пост рецензией на вашу рецензию. Без всякого желания вступать с вами в диалог :) Именно потому что мне эта книга помогла я посчитала нужным оставить свой комментарий здесь.


Если у Вас "не было желания вступать в диалог", то не стоило пытаться и в полемику, а то нелогично как-то получается.
Впрочем, если Вы не видите очевидных противоречий в своих собственных словах, то нам с Вами действительно обсуждать что-либо нет никакого смысла. Тем более, что по существу Вы мне так и не ответили. Видимо, кроме юления да завуалированных намеков в мой адрес сказать больше нечего. Только вот я демагогией не занимаюсь, так что нам и вправду не о чем больше говорить. Думаю, те, кто прочтут эту дискуссию (если её можно так назвать), на ее основе сами сделают выводы о том, кто тут "правее".
Так что всего хорошего. )


Вот только в книге - во всяком случае, в той редакции, что я читала, о таких исключениях почему-то нет ни слова. Напротив, категорически подчеркивается, что ни на какое творчество такие люди неспособны. Как это бьётся?


Эта книга по сути своей букварь для тех, кто не в теме. Автор простыми словами пишет для простых людей. Обычные нарциссы на самом деле ни на какое творчество не способны. Но есть исключения, такие как Лермонтов, но они редко встречаются на нашем пути.


Вот наглядный пример того самого юления и противоречий, о которых я писала выше.
"Обычные нарциссы на самом деле не способны, но есть исключения, но они редко встречаются..." Откуда ж взялись эти самые исключения, если никакого разделения на "обычных" и "необычных" в плане творчества нарциссов автор в своей книге не упоминала? (Надеюсь, что во второй редакции она этот косяк уже исправила).
Повторюсь, если Вы не видите противоречия в своих собственных словах, то неудивительно, что и в книге их не замечаете.
И дело тут не в том, для каких людей написана эта книга - "простых" или же не очень и каким языком, законы логики и для тех, и для других все равно одинаковые и никто их ещё не отменял.
Нет, все же до свидания. Вы с каждым комментарием закапываете и себя, и книгу ещё глубже, а мне в этом участвовать как-то и смешно, и неловко.