Больше рецензий

Jedaevich

Эксперт

по ложной слепоте, множественным лицам и фукаццу

25 апреля 2016 г. 01:01

384

3.5 А под рубашкой - ничего.

Вышедшая тиражом 500 экземпляров в "Изотеке" книга Дарьи Дмитриевой заранее как бы намекала на необходимость её приобретения любым хипстером или уважающим себя членом гик-фандома. Это вот самое фандомное ощущение пересилило и возможности внутреннего голоса старины Джедаевича - книга была куплена, несмотря на сомнения и подозрение,что ничего особенного нового из нее узнать не удастся.

В терминологии телевидения есть термин "филлер", который с недавних пор стало возможно применять ко всему подряд - реальность под термин активно подстраивается. Например, к "Веку супергероев" он тоже применим. Потому что это не скрупулезная работа автора, затрачивающего собственные усилия на общественное благо - рассказать, просветить, обогатить. Дисциплины Comix Studies, в США вполне себе процветающей, как таковой в России нет - всё-таки новая волна комиксов на российском издательско-читательском рынке охватила пока что слишком узкую аудиторию, чтобы для неё целенаправленно работать и развивать это направление. Поэтому любые усилия и потуги, конечно, заслуживают уважения. И было бы неплохо, если бы этот процесс приносил какой-то действительно осязаемый результат: почтенная публика действительно нуждается-с.

В этом ключе Дарью Дмитриеву ругать вроде бы не за что. Зашла на территорию знаменитых вселенных DС и MARVEL, попыталась охватить построение сюжетов о наиболее культовых персонажах - самые значимые куски текста - о Супермене и Бэтмене как двух составляющих одного и того же образа - Идеального Американца. Но вот чтобы глубже... тут как-то не срослось. Мессианские мотивы. Подчеркнутый общественно-значимый символизм, в разные эпохи XX века разное означающий в поведении героев. Переход с развитием общества исследования мира героев из внешнего окружения во внутренние переживания, сферу метафизики и психоанализа.

Всё остальное же - по вершкам, едва коснувшись того или иного явления. Причем отдельные мотивы дублируются в нескольких разделах, видимо, потому, что изначально готовились как части разных статей, а не как цельный текст для книги. Получается слишком плоско. Особенно с учетом читательской аудитории - а она кто, эти 500 человек? Фанаты комикс-индустрии? Для них подобная информация - это Капитан Очевидность в квадрате. Интересующиеся темой в целом? Слишком маленький тираж - книгу физически трудно добыть; а учитывая содержательность текста - проще перевести пару зарубежных источников в нужной части. Члены фандома, "чтобы было", для общего образования? Тоже вроде как нет, ибо незачем.

Помимо этого, автор активно путается в матчасти, что также не делает ему чести.

По большому счету, взять бы поглубже, затронуть с разных сторон вопросы симуляции и мифотворчества страны, которая придумывает посредством комиксов собственную историю. Богатая тема - тут и мистер Гейман со своими Американскими Богами, как несущей идеей, был бы хорошим подспорьем.

Также моя любимая проблематика под названием "деконструкция супергероя" не получила должного развития. Собственно, не то, что развития - она вообще в книге не отражена. А это тема важная и последних лет 5 занимает в окологероике чуть ли не самое важное место. Апогеем этой новой волны стал Дэдпул, в недавней сольной экранизации пробивший 4 стену по части взаимодействия со зрителем. А вообще начиная с "Хранителей" деконструкция образа героя, низведения его до обычного человека - это ведь самое важное, понятное и тонкое в развитии жанра. Даже в самых новых экранизациях от Netflix+MARVEL Сорвиголова, Уилсон Фиск, Каратель и Джессика Джонс предстают не супергероями, неуязвимыми и несущими самой своей сущностью печать непогрешимости, а живыми чувствующими людьми, со своими тараканами и особенностями - и это выглядит наиболее уместным и честным прочтением выдуманных персонажей. Жаль, что ни о чём таком "Век супергероев" не сообщает.

Под конец книги автора и вовсе несёт - но тут вопросы также и к редактору издания. В качестве заключительной части читателя ожидает краткая история комиксов, выходивших в Советском Союзе и России - а учитывая тему книги нафиг этот раздел вообще там нужен, это вопрос, остающийся без ответа. Ну и список литературы, который автор предлагает в качестве послесловия, тоже вызывает легкое недоумение: он имеет отношение не к комиксам и их миру, а скорее к проделанной работе автора над общим ликбезом - потому что запихивать в один котелок "Массу и власть" Канетти, "О фотографии" Сьюзен Сонтаг, "Бегство от свободы" Фромма, "Ориентализм: западные концепции Востока" Саида и бог знает что ещё при разговоре о супергероике в комиксах - ну так чего тогда останавливаться, можно было ещё пару сотен не менее умных и достойных книг, тоже мало связанных с темой книги всунуть для общего развития. Ну и делать в разделе "Комиксы и о комиксах" на русском языке ссылки аж на три собственных произведения - это как-то совсем уж некошерно, простите.

В итоге какая-то скомканная работа получилась, без серьёзной культурологической основы, замешанная только на изданных по состоянию на 2015 год переведенных графических романах - которых не сказать, чтобы густо. В русских полных изданиях уровня "Дома скорби на скорбной земле" и других очень хорошо подобранные приложения содержат куда больше интересного и осмысленного о внутренней вселенной и внутреннем мире персонажа, чем в тексте автора, который вроде как должен был это через себя пропустить и интерпретировать выгодным для читателя образом.

Не случилось. Не энциклопедия. Не антология. Не подборка удачных статей. Не мощный вброс малоизвестного издательства, чтобы взять резкий старт и сделать на том себе имя и репутацию. Нет. Просто такая вот книжечка, обо всем и ни о чём.

Takih_konfet_nam_ne_nado-r.jpg

Ветка комментариев


Если бы на обложке этого издания было бы написано "монография", ее вряд ли кто-нибудь купил. И, зная как это обычно бывает с публикацией "замаскированных" монографий, могу утверждать, что автор диссертации несет минимальную ответственность за продукт издательства, которое автору и предложило публикацию вот в такой форме.

Есть монографии, которые выходят в книжном переплете, которые так обозначаются и так позиционируются. В нашем же случае это - книга. Поэтому и отношение соответствующее.


То есть, понимая, чем по сути является этот текст, вы выдвигаете к нему требования, которым он отвечать не может? Ну, тогда проблема не в тексте, а в завышенных ожиданиях.

- На ценнике написано "Эклер с кремом"!
- Все верно.
- Но крем не заварной! Значит, это не эклер!


Ой, вы такой умный. Месяцами я сидел и ждал вашего совета. И вот вы пришли.