Больше рецензий

Jedaevich

Эксперт

по ложной слепоте, множественным лицам и фукаццу

25 апреля 2016 г. 01:01

381

3.5 А под рубашкой - ничего.

Вышедшая тиражом 500 экземпляров в "Изотеке" книга Дарьи Дмитриевой заранее как бы намекала на необходимость её приобретения любым хипстером или уважающим себя членом гик-фандома. Это вот самое фандомное ощущение пересилило и возможности внутреннего голоса старины Джедаевича - книга была куплена, несмотря на сомнения и подозрение,что ничего особенного нового из нее узнать не удастся.

В терминологии телевидения есть термин "филлер", который с недавних пор стало возможно применять ко всему подряд - реальность под термин активно подстраивается. Например, к "Веку супергероев" он тоже применим. Потому что это не скрупулезная работа автора, затрачивающего собственные усилия на общественное благо - рассказать, просветить, обогатить. Дисциплины Comix Studies, в США вполне себе процветающей, как таковой в России нет - всё-таки новая волна комиксов на российском издательско-читательском рынке охватила пока что слишком узкую аудиторию, чтобы для неё целенаправленно работать и развивать это направление. Поэтому любые усилия и потуги, конечно, заслуживают уважения. И было бы неплохо, если бы этот процесс приносил какой-то действительно осязаемый результат: почтенная публика действительно нуждается-с.

В этом ключе Дарью Дмитриеву ругать вроде бы не за что. Зашла на территорию знаменитых вселенных DС и MARVEL, попыталась охватить построение сюжетов о наиболее культовых персонажах - самые значимые куски текста - о Супермене и Бэтмене как двух составляющих одного и того же образа - Идеального Американца. Но вот чтобы глубже... тут как-то не срослось. Мессианские мотивы. Подчеркнутый общественно-значимый символизм, в разные эпохи XX века разное означающий в поведении героев. Переход с развитием общества исследования мира героев из внешнего окружения во внутренние переживания, сферу метафизики и психоанализа.

Всё остальное же - по вершкам, едва коснувшись того или иного явления. Причем отдельные мотивы дублируются в нескольких разделах, видимо, потому, что изначально готовились как части разных статей, а не как цельный текст для книги. Получается слишком плоско. Особенно с учетом читательской аудитории - а она кто, эти 500 человек? Фанаты комикс-индустрии? Для них подобная информация - это Капитан Очевидность в квадрате. Интересующиеся темой в целом? Слишком маленький тираж - книгу физически трудно добыть; а учитывая содержательность текста - проще перевести пару зарубежных источников в нужной части. Члены фандома, "чтобы было", для общего образования? Тоже вроде как нет, ибо незачем.

Помимо этого, автор активно путается в матчасти, что также не делает ему чести.

По большому счету, взять бы поглубже, затронуть с разных сторон вопросы симуляции и мифотворчества страны, которая придумывает посредством комиксов собственную историю. Богатая тема - тут и мистер Гейман со своими Американскими Богами, как несущей идеей, был бы хорошим подспорьем.

Также моя любимая проблематика под названием "деконструкция супергероя" не получила должного развития. Собственно, не то, что развития - она вообще в книге не отражена. А это тема важная и последних лет 5 занимает в окологероике чуть ли не самое важное место. Апогеем этой новой волны стал Дэдпул, в недавней сольной экранизации пробивший 4 стену по части взаимодействия со зрителем. А вообще начиная с "Хранителей" деконструкция образа героя, низведения его до обычного человека - это ведь самое важное, понятное и тонкое в развитии жанра. Даже в самых новых экранизациях от Netflix+MARVEL Сорвиголова, Уилсон Фиск, Каратель и Джессика Джонс предстают не супергероями, неуязвимыми и несущими самой своей сущностью печать непогрешимости, а живыми чувствующими людьми, со своими тараканами и особенностями - и это выглядит наиболее уместным и честным прочтением выдуманных персонажей. Жаль, что ни о чём таком "Век супергероев" не сообщает.

Под конец книги автора и вовсе несёт - но тут вопросы также и к редактору издания. В качестве заключительной части читателя ожидает краткая история комиксов, выходивших в Советском Союзе и России - а учитывая тему книги нафиг этот раздел вообще там нужен, это вопрос, остающийся без ответа. Ну и список литературы, который автор предлагает в качестве послесловия, тоже вызывает легкое недоумение: он имеет отношение не к комиксам и их миру, а скорее к проделанной работе автора над общим ликбезом - потому что запихивать в один котелок "Массу и власть" Канетти, "О фотографии" Сьюзен Сонтаг, "Бегство от свободы" Фромма, "Ориентализм: западные концепции Востока" Саида и бог знает что ещё при разговоре о супергероике в комиксах - ну так чего тогда останавливаться, можно было ещё пару сотен не менее умных и достойных книг, тоже мало связанных с темой книги всунуть для общего развития. Ну и делать в разделе "Комиксы и о комиксах" на русском языке ссылки аж на три собственных произведения - это как-то совсем уж некошерно, простите.

В итоге какая-то скомканная работа получилась, без серьёзной культурологической основы, замешанная только на изданных по состоянию на 2015 год переведенных графических романах - которых не сказать, чтобы густо. В русских полных изданиях уровня "Дома скорби на скорбной земле" и других очень хорошо подобранные приложения содержат куда больше интересного и осмысленного о внутренней вселенной и внутреннем мире персонажа, чем в тексте автора, который вроде как должен был это через себя пропустить и интерпретировать выгодным для читателя образом.

Не случилось. Не энциклопедия. Не антология. Не подборка удачных статей. Не мощный вброс малоизвестного издательства, чтобы взять резкий старт и сделать на том себе имя и репутацию. Нет. Просто такая вот книжечка, обо всем и ни о чём.

Takih_konfet_nam_ne_nado-r.jpg

Комментарии


Без СССР и России проамериканскую книжонку не пропустили в печать!
Но вообще структура книги звучит как структура дипломной работы. Причем моей. И сразу жаль.

А ссылка на сторонний ресурс классная, Вернер сам бы хороший век супергероев мог написать.


О, не поделитесь, как тема звучит? Я нечто подобное тоже защищала в прошлом году


Тема была "Гарри Поттер и Массовая и элитарная культура современной Японии. Проблемы взаимодействия". Но поскольку в массовой японской культуре без комиксов никуда, пришлось многое перелопачивать и систематизировать похожим образом.


Ух ты. Звучит очень интересно) Япония - моя третья большая любовь по части культурологических тем


Так давайте же знакомиться! Мне повезло, что мой научрук три года не препятствовал моему желанию смотреть мультики, если это будет делаться исключительно ради науки.


*ушла знакомиться


И почему-то не пишет. Честно говоря, хочется именно такого, если уж мы говорим о супергероях - чтобы и с харизмой, и с сарказмом было. Это вот самое то. Дарья Дмитриева в такое настроение не попадает совсем, увы.


Ну так харизма и сарказм — это для бложиков и интернета. В крайнем случае для журналов. Книга — дело серьезное, и тема-то такая, что заслуживает диссертации в твердой обложке.
На самом деле, я бы ликовала, если бы там, историк и блогер объединились и написали живую, веселую и познавательную книгу о комиксах с крутыми иллюстрациями и еще экскурсом в то, как комиксы нарастающей волной просачивались в русскоязычное пространство. И мне даже кажется, что мы достаточно близко подошли к тому моменту, когда появление такой книги будет возможно.


Честно говоря, очень бы хотелось. Потому что я слежу за соответствующей веткой комикс-новинок на Фантлабе и слюни периодически подтекают. Очень надо. Даже в порядке, не знаю, краудфандинга поучаствовал бы, пожалуй что.


И почему-то не пишет. Честно говоря, хочется именно такого, если уж мы говорим о супергероях - чтобы и с харизмой, и с сарказмом было. Это вот самое то. Дарья Дмитриева в такое настроение не попадает совсем, увы.


И почему-то не пишет. Честно говоря, хочется именно такого, если уж мы говорим о супергероях - чтобы и с харизмой, и с сарказмом было. Это вот самое то. Дарья Дмитриева в такое настроение не попадает совсем, увы.


И почему-то не пишет. Честно говоря, хочется именно такого, если уж мы говорим о супергероях - чтобы и с харизмой, и с сарказмом было. Это вот самое то. Дарья Дмитриева в такое настроение не попадает совсем, увы.


И почему-то не пишет. Честно говоря, хочется именно такого, если уж мы говорим о супергероях - чтобы и с харизмой, и с сарказмом было. Это вот самое то. Дарья Дмитриева в такое настроение не попадает совсем, увы.


Сорри. Вот это хорошо Лайвлиб сейчас заглючило. 5 одинаковых сообщений вместо одного запостил.


А мне прислал 6 уведомлений, но отказался их показывать. Опять что-то прикручивают, хипстерские круглые аватарки писателям, не иначе.


Круглые аватарки. Ну круто же.


У меня с этой книгой крайне сложные отношения. С одной стороны это изданная диссертация, с другой, упомянутые катастрофические ошибки матчасти. Когда писала свой диплом (Отражение политики США в образе супергероев), упомянула эту диссертацию исключительно в качестве наглядности растущей популярности данной темы, однако мой не читавший ни мою работу, ни работу госпожи Дмитриевой научный руководитель сказал, мол, откуда я знаю, что ты оттуда не списала все? И в отзыве написал, что это плагиат, несмотря на опровержение некоторых ее тезисов в самой работе и готовность предоставить все необходимые тексты.
Так что у меня на эту книгу личная обидка. Ну серьезно. Знала бы, не упомянула бы о ней ничего.
И честно считаю, что эта диссертация была защищена исключительно потому, что в этой теме из современных отечественных культурологов и историков никто толком не разбирался до сих пор.


Абсолютно согласен с выводом.

Большое спасибо за мнение, Яна - и скажу, честно с интересом прочитал бы диплом. Классная тема, прямо интрига, как её можно было обыграть.


Могу скинуть на почту, но, по-хорошему, нужно бы его дописать-переписать, а то ж впопыхах все делалось, как всегда :)


Монография кандидатской по культурологии и читается как монография кандидатской по культурологии. Там не может быть подробного анализа или "прорывной" информации. Тем более, в самой диссертации таких задач не заявлено.

Ну и делать в разделе "Комиксы и о комиксах" на русском языке ссылки аж на три собственных произведения - это как-то совсем уж некошерно, простите.


Ссылки ни собственные публикации в монографии к диссертации обязательны, это не недостаток. Надо же чем-то подкреплять положения )


Есть монографии, которые выходят в книжном переплете, которые так обозначаются и так позиционируются.

В нашем же случае это - книга. Поэтому и отношение соответствующее.


Если бы на обложке этого издания было бы написано "монография", ее вряд ли кто-нибудь купил. И, зная как это обычно бывает с публикацией "замаскированных" монографий, могу утверждать, что автор диссертации несет минимальную ответственность за продукт издательства, которое автору и предложило публикацию вот в такой форме.

Есть монографии, которые выходят в книжном переплете, которые так обозначаются и так позиционируются. В нашем же случае это - книга. Поэтому и отношение соответствующее.


То есть, понимая, чем по сути является этот текст, вы выдвигаете к нему требования, которым он отвечать не может? Ну, тогда проблема не в тексте, а в завышенных ожиданиях.

- На ценнике написано "Эклер с кремом"!
- Все верно.
- Но крем не заварной! Значит, это не эклер!


Ой, вы такой умный. Месяцами я сидел и ждал вашего совета. И вот вы пришли.