Больше рецензий

blackeyed

Эксперт

бесплатная экспертиза без регистрации и смс

16 апреля 2016 г. 03:27

4K

4

Уже в какой раз за неделю от прочтения до написания рецензии оценка за книгу в моём сознании вырастает. Напр., я ставлю 4, имея те или иные претензии, а потом на основе книги начинаю строить различные рассуждения, и кажется, что в тексте было заложено больше, чем я увидел сперва, и моя оценка дорастает до 5. Бывает именно так, а бывает, что я постфактум приписываю книге те идеи, которых в ней не было, называя это "скрытым смыслом".
Вот и на сей раз я сначала поставил любимому Набокову 4, а потом "домысливал". Но нееет! Останусь верен первому впечатлению и оставлю 4, поскольку такую элитарную прозу временами очень непросто читать, и надо вчитываться в каждую строчку. А свои домыслы приведу ниже.

Представьте себе, за всю свою читательскую карьеру я не дочитал всего одну (!) книгу - года 4 назад таковой было "Приглашение на казнь". То ли я тогда был ещё не готов, не подкован, то ли фазы луны так сложились. Попытка №2 прошла успешно, помощь в чём, возможно, оказало недавнее чтение "Подвига", позволившее вновь окунуться в поэтику Набокова. Впрочем, и во второй раз чтение не было лёгким; это совсем непохожий на другие работы автора роман. Тут совсем мало от реального и совсем много фантастически-галлюциногенного.

Говорят, тут есть аллюзия на СССР и Германию (которую я не разглядел), мол, тоталитарный режим требует не полного подчинения (диктатура), а требует полюбить палача. Вскоре после Набокова Оруэлл опишет в своём "1984" любовь к Большому Брату. Оба писателя это очень точно уловили: нас умасливают, заговаривают зубы, улыбаются... А потом идут к себе, достают из футляра топор и кладут нашу голову на плаху. Пьер и Цинциннат это не Порфирий Петрович и Раскольников, как видят некоторые, а власть и народ. И не обязательно власть тоталитарная. "Они" приходят к нам дружить, рассказывают несмешные анекдоты, "они" на короткой ноге с нашими местными начальниками, "они" разъясняют нам как надо жить и как устроен мир, хвастаются своими достижениями, играют с нами в шашки, а мы молчим. Стоит нам вякнуть, как нас тут же нарекают неблагодарными и бесчувственными. А в один день "они" говорят: всё, дружочек, твой срок истёк - будь добр пожаловать на казнь! И причины, вины - почти никто не доискивается.
Не доискивался и Цинциннат. Однако, стоило ему задать себе простой вопрос: "Зачем я тут? Отчего так лежу?", как весь мир поменялся. Сопротивление, resistance, или банальное "остановись, задумайся!" ведёт к свободе. Мы заключаем себя в несуществующую камеру, и стоит лишь из неё выйти (не ногами, а как состояние), она сразу же рушится. И стоит только Цинциннату-заключённому проявить знак непокорности (спрашивая "Когда точная дата казни?"), власть приходит в замешательство и спешит отмахнуться от вопроса, как от назойливой мухи.

А вопрос этот волнует не только его, но и меня, и вас тоже. Хотели бы вы знать точную дату смерти? С одной стороны, есть прелесть в неведении, а знание приносит обречённость. А с другой стороны, Цинциннат просит назвать время, ссылаясь на то, что он мог бы успеть закончить свои письменные труды, но имея вдоволь времени, он таки не работал, засучив рукава.
Это дело сугубо личное - знать или не знать. Лично я, как педант, знать хотел бы: думаю, жизнь бы изменилась к лучшему.

Тема творчества - второй мой домысел. Цинциннат - творец, художник. Создаётся впечатление, что он сам придумал себе весь окружающий мир и своё заточение. Или же окружающая действительность ясна и осязаема, "реальна", но настоящей правдивой вселенной (для истинного творца) является мир творчества, в который Ц. и уходит в конце. Или же иное толкование: вся жизнь и есть акт творчества, мы творим свою жизнь. Поэтому граница между мирами у Ц. постоянно расплывается, поэтому все персонажи (кроме ГГ и бабочки) бутафорские и ведут себя неестественно. Один из персонажей, кстати, укрепил мою уверенность в том, что Набоков неровно дышал к девочкам-подросткам. Эммочка - явная пре-Лолита, и в эпизодах с ней разбросано множество эротических символов и намёков. Эта несообразность не принижает величие писателя и его творческий гений.

Через пару дней после прочтения я случайно обрёл собрание сочинений Набокова в 4-х томах! Вот так повезло! Теперь у нас этого гуталина Набокова - завались! И если я осуждён горячо любить этого писателя (чей портрет висит у меня на стене) и в бесконечном упоении наслаждаться его творчеством, то я разцениваю это как то, что случай прислал мне приглашение на казнь.

Комментарии


Верно подмечено, что, порой, после раздумий над книгой в процессе написания рецензии её оценка возрастает.

Создается впечатление, что он сам придумал себе весь окружающий мир и своё заточение

Искать скрытые смыслы, когда тебе автор подкидывает такую возможность, это дорогого стоит! Сама люблю смотреть "сквозь".После вашей рецензии потянуло на запылившегося уже Набокова!


А у меня бывает наоборот: сразу оценка выше, а после того, как я вдоволь поразмышляю над книгой, ставлю оценку ниже.

Поздравляю с обретением собрания сочинений! Звучит хорошо :)


Спасибо! К сожалению, оно неполное, но и без того - большая удача!


Люблю Набокова и упорно его читаю и перечитываю :)


Я прочла "Приглашение на казнь" давно, вроде, лет в 18, точно не помню, но это было первое произведение Набокова на тот момент, которое я прочла. И я до сих пор отчётливо помню, КАКОЕ впечатление на меня произвёл этот рассказ. Я вот прям сидела с выпученными глазами, пока читала, а потом ещё полчаса в ступоре. Нет, это не потому что я такая впечатлительная, есть не так много книг, которые вызывали у меня подобное состояние ))
Так вот я уже не помню, что я там думала, скорее всего, ничего конкретного, но сам по себе рассказ меня просто ошарашил. Я точно могу сказать, что, конечно, ничего политического в этом произведении не усмотрела. Ну, вначале, когда упоминается о задержании Цинцинната, какая-то мысль мелькнула, но далее я ни разу не подумала о политическом подтексте. Есть он там или нет, мне вообще всё равно )) Я полагаю, что любой писатель в каждом произведении выражает множество мыслей, а не одну-единственную.
Я точно-преточно помню ощущение одно... оно осталось со мной на всю жизнь. Это ощущение такого вот писательского ступора, когда ты хочешь что-то начать, но всё никак не можешь, потому что вечно боишься, что сейчас отвлекут, это вечное напряжение, ожидание. Это словно ты читаешь книгу, а где-то рядом капает вода из-под крана. И ты уже сходишь с ума от этого капания, бежишь, закручиваешь кран, садишься с книгой, но уже почти не понимаешь слов, потому что внутри тебя дрожит клубок напряжения, что вот сейчас... вот сейчас снова услышишь эти мерзкие звуки.
Вот это чувство, эту мысль я тогда раз и навсегда вынесла из рассказа. И я не знаю, что там ещё можно найти, но мне достаточно этого ) Думаю, книга значит ровно то, что в ней нашёл читатель )


Вау! Этот комментарий-вундеркинд перерос своих ровесников и являет собой, по сути, самостоятельную рецензию! @_@
Спасибо большое!!! Как человек, баловавшийся однажды сочинительством, представляю что это такое, когда мигающий курсор на снежно белом листе Word-а напоминает капание воды из крана, тикание часов и прочие пытки для творческого разума.


.. состояние творчества, состояние кризиса, порой требует перерождения, когда нужно умереть и воскреснуть. Старые руки-ноги и ярмолка выдать новый образ, который должен быть высказанным, не могут.

И спасибо за вашу рецензию!


Да не за что!


Есть сходство с "Процессом" Кафки?


Почём мне знать - я ведь не читал "Процесс"...


Так задумываешься глобально иногда ( т.е. мимолетно и с оглядкой на ту самую свободу, которая мало общего с политикой ) и понимаешь, что современность-все тот же тоталитаризм - наше сознание контролируют ежеминутно. Её, свободу эту, лучше искать все-таки внутри. Ну вот хотя бы по средствам книг.

Лично я, как педант, знать хотел бы: думаю, жизнь бы изменилась к лучшему

А я бы не хотела наверно. Понимаешь, что ты вроде бы ещё жив и мыслишь мирскими, бытовыми категориями (особенно, когда ты уже не одинок и на тебе ответственность) , а вроде бы уже и там одной ногой - так, может, по-полной дожить, чего уж? Это все равно, что выйти в открытое море на плоту


А я бы, узнай дату смерти, возможно, начал бы не стесняться жить, как сейчас часто делаю.


А с "Процессом", судя по описанию, сходство есть


Сходство сюжетное - безусловно. А в деталях - понятия не имею)