Больше рецензий

3 апреля 2016 г. 17:06

2K

4

"Уединенное" и "Опавшие листья" – самые популярные работы Розанова. Их переиздают, их нетрудно найти и купить.
Впервые я их прочла в 19 – понравилось. Перечитала в 27. И снова хорошее впечатление.

"Уединенное" и "Опавшие листья" представляют из себя заметки, комментарии, дневниковые записи. Можно ничего не знать о Розанове и его идеях и читать эти работы. Вполне вероятно, что будет интересно. Однако, в этом случае может возникнуть специфическое впечатление об авторе. Можно решить, что он какой-то буйный, истеричный, а некоторые его записи – бред сивой кобылы. Если знать про основные идеи Розанова, то все сразу становится на свои места.

Умер он в 1919 году, а "Уединенное" и "Опавшие листья" относятся к 1912-1915. Розанов писал их, будучи человеком зрелым. Он не только уже давно сформулировал для себя все основные вопросы, но и ответил на них. И отзвуки всего его творчества можно увидеть в этих работах. Особенно в "Опавших листьях".
В «Уединенном» и «Опавших листьях» есть и сравнение христианства с язычеством, и про семью, и про деторождение, и про пол.

Розанов не особо симпатизировал "Апофеозу беспочвенности" Льва Шестова. Но в вышеназванных работах у него тоже нет никакой системы. Материал излагается по-домашнему. Вокруг только свои, говорить можно все, что приходит на ум. Из-за этого, кстати, "Уединенное" и "Опавшие листья" воспринимаются более лично, чем то, что Розанов писал ранее. Хотя кажется, что это почти невозможно.

В этих текстах Розанов много думает о смерти, что делает атмосферу местами невыносимой. Это неудивительно: у него и жена болела, и ему самому меньше 10 лет жить оставалось, и времена смутные были.
Когда Розанов пишет о любви и семейном, эмоции хлещут через край. Кому-то, возможно, будет противно. Из-за того, что он такой аффективный. Что он мимоходом кого-то задевает (например, когда пишет, что любая не родившая женщина – грешница и всем людям нужно обязательно иметь детей). Кто-то, может, вообще скажет, что мужчина таким быть не должен.

Лично я не знаю, каким должен быть мужчина. Зато знаю (или же мне так кажется), что он к своей второй жене очень тепло относился. И детей своих во многом любил из-за того, что это от неё дети. Безусловно, очень многое из того, что он за свою жизнь написал, было результатом борьбы за себя и свои отношения с этим человеком (там та ещё история была: первая жена развод ему не давала, плюс отношение церкви и государства. Дети Розанова от второй возлюбленной считались незаконнорожденными). Отсюда и размышление о семье (даже оправдание её: дяденька, между прочим, отстаивал право на сексуальные радости) в горизонте размышлений о христианстве.

Розанов был прямо болен женским как воспринимающим. И в определённом смысле ему очень повезло. Он не только нашёл свою женщину, которая одобряла его деятельность (например, жена по утрам вставала раньше, чтоб прочесть, что он ночью написал), но и внёс борьбу за этого человека и привязанность к этому человеку в свою работу.

Если говорить о его философских идеях, то они заслуживают внимания. Сравнивая с тем же Владимиром Соловьевым, можно получить массу удовольствия, анализируя у кого из чего все произрастает, какая аргументация. Ну а "Уединенное" и "Опавшие листья" вообще лучше рассматривать как дневники, не как философские работы.

В Розанове есть жизнь, есть нерв. Потому мне нравится.

Ветка комментариев


Грань между автором и человеком очень тонкая, в случаве с Розановым авторабудто бы и нет. Но, возможно, это иллюзия.)


В его случае автора и нет. Если под "быть автором" подразумевать умение абстрагироваться от самого себя или хоть путать следы.


Да, согласна. Розанов - такой путаник сам по себе, что ничего дополнительно запутывать не надо.)


Он, вроде, и читателя некоего упоминает, но есть ощущение, что часто просто впадает в себя.


Иной раз без читателя невозможно впасть в себя.)


Это ты точно подметила. Ведь когда рядом нет Другого, то нет и того, от кого хотелось бы сбежать, защититься, отгородиться.


Это во мне так проросла мысль Айрис Мердок о том, что любовь - это то, что позволяет поверить в существование Другого.)


А я её несколько иначе понимаю. В том смысле, что само существование Другого – это уже зерно любви. Тем временем, книги где-то в пути.
Зато мои две англоязычные книги про гомосексуальность приехали. Ещё бы ))


А мне кажется, что любовь - это некий выход за пределы себя, отсюда и появляется возможность заметить Другого. До прихода (нападения?) любви, человек замкнут сам в себе.

Ещё бы ))


опять Эрос)


Выход, да. Однако, если бы не было того, к кому можно выйти, то выход бы не был возможен даже теоретически.
Ну и ещё мне кажется, что любить – выходить за пределы себя, но в нового себя, которым тебе позволяет стать Другой.
Приехала художка, но тоже квир-художка. Мердок приедет последней.


Подумалось вдруг, что получается, что "выйти из себя" можно на пути к любому Другому.


Конечно. Только мало кто готов это делать без весомого эротического (во всех смыслах) толчка. Ведь назад дороги уже не будет. К себе прежнему ты не вернешься.


Как ни крути - всё вокруг Эроса, как-то это печально (для меня).


Это для всех печально. В той или иной степени. Потому что эрос даёт динамику (хоть ты вовлекаешься в энергию, хоть являешься её источником, хоть борешься с ней), а где есть динамичное, есть и изменчивость. Она особенно болезненна тогда, когда свое измеряемое нужно постоянно сопостовлять с изменяемым того, кто рядом.


Думаю, что для тех, у кого Эрос - сильная сторона (если можно так выразиться), то всё вовсе не печально, а напротив. Бурная жизнь, наполненная энергией...


Эрос имеет векторную природу. И если То/Тот, на кого направлено, не вовлекается, то это становится буксующим автомобилем. Таким себе "вечным двигателем", упершимся в стену и оттого ярко осознающим свою невечность.


Но этот вектор можно перенаправить, или он сам в своё время перенаправляется.


Он перенаправляется. Но если желаемый объект/субъект не вовлекается, то энергия выделяется в больших количествах и иногда хаотично. Это выматывает.
Возникает такая интенсивная и деятельная депрессия-невроз в духе Джека Лондона. Он и писал, и мчался вл все точки одновременно, и фермой управлял, но покоя это не дало. Так что Эрос умеет тащить за собой. И такое, в определённой степени, может считаться определённой формой бесплодности.


Я сама знакома с Эросом только в форме депрессии, до стадии маниакальной деятельности никогда не доходит, потому и любопытно.


Ну вот я несколько другой пример. )) У меня всякое бывает. Однако, стоит учитывать, что я ограничена в деятельном охвате. И меня от блокирования экспансивного иногда клинит на локальном. 8)
Так Эрос требует укоренения ))


Мне кажется, что у тебя энергии на порядок больше, чем у меня.)


Не знаю, у кого её больше. Но у меня её достаточно. Но человеку моего типа очень сложно не иметь выхода для энергии. Оно ж всё тогда бурлит внутри и вода постоянно переливается через край. Так что тут есть свои минусы.


В условиях недостачи трудно понять минусы избыточности, могу только запомнить.)


Да, наверное, это как посмотреть на реверс. У меня вот есть близкий друг, благодаря которому я поняла, что такое "нахожусь в энергосберегающем режиме". Я то в этом режиме не нахожусь даже тогда, когда внешне все плавно и спокойно.


А я в нём живу, иначе не хватит ресурса даже на минимальное усилие.