Больше рецензий

21 марта 2016 г. 21:02

150

5

Мария Кравцова – ещё очень молодой автор. Но уже сейчас её стиль самостоятелен и уникален, образы убедительны и целостны при всей их художественной сложности, философской глубине и культурной насыщенности, мировоззрение отличается оригинальностью, смелой, даже во многом парадоксальной новизной и чистотой. На мой взгляд, это очень свежее, радостное и светлое явление в современной литературе.
Мария выбрала литературное творчество ещё в детстве, сначала в качестве своего любимого занятия, а затем и в качестве профессии. После школы она поступила в Литературный институт им. М. Горького и окончила его в 2014 году. Её произведения публиковались в ярославских и московских изданиях. Автобиографическая повесть "Маша Чок-Чок", увидевшая свет на страницах ярославского журнала «Мера», произвела очень яркое впечатление на читателей оригинальным стилем, свежестью художественных образов, непосредственностью восприятия мира и мастерством, столь удивительным для юного автора. Эта повесть вместе с пьесой «Гелиады» вошла в первый сборник Марии Кравцовой «Гвоздика Фаэтона», изданный в 2015 году. При чтении сборника испытываешь совершенно отчетливое ощущение диалога с прекрасной вечностью мировой классической литературы. Применение интертекста в творчестве – сейчас не только не редкость, но практически сложившееся правило. Тем не менее, далеко не у каждого молодого автора встречаются одновременно – столь трепетное отношение к мировому литературному наследию и столь свободное обращение с его живыми, вечными образами. Эти образы становятся современными и актуальными благодаря тому новому дыханию и смыслу, которыми наделяет их молодой писатель. В пьесе «Гелиады» отчетливо прослеживаются традиции Мориса Метерлинка, но при этом она далека от всякого рода подражательности. Символизм в ней переплетается с отдельными традициями романтизма, постмодернизма и реализма, но очевидно, что первостепенными для автора являются не рамки жанра и направления, а судьба, характер и внутренний мир самих персонажей, которые всегда представляют для Марии главную ценность: «… я всю жизнь считала себя лишь образом, персонажем, пусть эпизодическим, упоминаемым один-единственный раз на странице 284, но только самой гениальной книги, где ангелы трубят в свою трубу» (из повести «Маша Чок-Чок»). Полное совпадение авторского «я» со своими персонажами в художественном пространстве, сопереживание, вживание в образ не может оставить читателя равнодушным ни к одному, даже самому эпизодическому действующему лицу.
Марию Кравцову волнует множество вечных и насущных вопросов: философских, религиозных, нравственных, культурологических, исторических. Ирония и юмор переплетаются в её творчестве с трагическими темами, с глубоким осмыслением и переживанием вечных антитез: добра и зла, милосердия и жестокости, любви и ненависти, страдания и счастья, вины и искупления, реальности и идеала. Отдельное место занимает в её произведениях вопрос веры, а точнее – взаимоотношения религии и веры. Он рассматривается на фоне мировых исторических событий, и христианские мотивы парадоксальным образом переплетаются с мифологическими, вновь напоминая о неразрывности общего пространства духовной жизни человечества, несмотря на историческую пропасть, разделяющую далёкие эпохи. Мария всегда стремится наделить понятия добра и зла живым, не книжным и не дидактическим смыслом. Этот смысл реализуется в конкретных формах на примере поступков и высказываний персонажей.
Всем очень советую прочитать книгу, желаю автору счастья и вдохновения!