Больше рецензий

1 марта 2016 г. 23:28

2K

5

Люди не понимают, что любой их поступок, крупный или ничтожный, одинаково важен в их жизни. Словить муху, которую вам словить предназначено, не менее важно для вашей дальнейшей судьбы, чем, скажем…
– Чем покорить царство?
– Да, именно так. Конечно, практически человеку не дано уйти от поступка, который ему предназначен; этого никогда не бывает. Когда человеку кажется, будто он принимает решение, как ему поступить, так ли, иначе, то колебания эти входят звеном в ту же цепь, и решение его обусловлено. Человек не может порвать свою цепь. Это исключено. Скажу тебе больше, – если он и задастся подобным намерением, то и оно будет звеном той же цепи; знай, что оно с неизбежностью зародилось у него в определенный момент, относящийся еще к его младенческим годам.
Я был подавлен картиной, которую набросал передо мной Сатана.
– Человек осужден на пожизненное заключение, – сказал я грустно, – и не может вырваться из тюрьмы.
– Да, он не в силах уйти от первого же поступка, совершенного им в младенчестве.

Нику суждено прожить шестьдесят два года.
Но, как я уже сказал, я решил изменить линию их жизни. Через две минуты и пятнадцать секунд Николаус проснется и услышит, что дождь хлещет в окно. По прежнему плану жизни он должен был повернуться и снова уснуть. Но я наставлю его встать и закрыть окно. Это пустячное изменение переменит всю его жизнь. Он утром проснется двумя минутами позже, чем следовало, и ничто из того, что должно было с ним случиться, уже не произойдет.

Николас закрыл окно...

Сатана (который ангел, племянник того самого, вы помните) немного изменил ход событий.
Во благо Николаса. Но что считать благом?

Что такое добро и зло?
Что такое судьба?
Что такое смысл жизни?
Что такое человек в этом мире?
Один великий автор называл всё это детскими вопросами. Так и есть, наверное. Смешно слушать серьезные размышления на эту тему, если только говорящий не философ уровня Платона*, к примеру.

Марк Твен задает вопросы от лица мальчика - Теодора Фишера и отвечает на них от лица Сатаны.
Почему Сатаны, кстати: чуть выше я упомянула авторскую версию: это не тот С., имя которого все знают, а дальний родственник, вернее - племянник. Статус - ангел.
Очень интересная игра М.Твена, подчеркивающая уже этим именем, что не все то, что люди считают злом - зло. Как и добро не всегда оказывается добром. Смертный человек не в состоянии это увидеть. Но ангел с высоты своего уровня показывает то, что от людей сокрыто.
Допустим, тот же мальчик Николас. Судьбой ему было определено прожить долгую жизнь. Но (с вмешательством Сатаны) мальчик закрыл окно. Это событие приведет к тому, что мальчик умрет, не прожив свой положенный срок.
Жестокий ангел? Сотворил зло своим вмешательством? Но знает ли Теодор Фишер, упрекающий ангела в жестокости, какие это будут годы для Николауса? - Сорок шесть лет болезни и мучений, мольбы о смерти, как о благе. Смерть Николауса в таком случае зло или добро?
Кроме того, кто как не ангел с таким именем может открыто говорить о нелюбви к людям?
По-детски просто (а как еще, книга-то детская, писатель сам давно записан в детскую библиотеку, то есть, ему уже не избавиться от звания "детский писатель") автор рассуждает о вечных темах. О предопределении прежде всего. Возможно, его мысли выглядят недостаточно убедительно, возможно, найдутся оппоненты, которые смогут оспорить философию Марка Твена, это не так важно. Каждому свое. "Во что веришь, то и есть" - когда-то сказал герой одной интересной пьесы. Я верю в предопределение, в то, что книги, как и люди (как и ангелы, наверное) приходят именно в то время, когда нужны именно они. Ни раньше, ни позже.

"Таинственный незнакомец" - последняя, незаконченная работа Марка Твена.
Вернее, было три версии: "Школьный холм", "№44 "Таинственный незнакомец" и "Хроника Сатаны-младшего". Ее представил к печати (кое-что изменив) Альберт Пейн уже после смерти автора.
По мотивам повести снят фильм "Филипп Траум" (режиссер Игорь Масленников). Неплохая версия, кстати.
-----------------------------------------
* Платона Аристоновича можно привязать к любому тексту, он никогда не помешает, но, упоминая имя его в своей рецензии, я хотела отправить читателя к Мифу о загробных воздаяниях. Невероятно интересная вещь и о предопределенности в том числе.

Ветка комментариев


Я тоже надеюсь:)