Больше рецензий

1 марта 2016 г. 23:28

2K

5

Люди не понимают, что любой их поступок, крупный или ничтожный, одинаково важен в их жизни. Словить муху, которую вам словить предназначено, не менее важно для вашей дальнейшей судьбы, чем, скажем…
– Чем покорить царство?
– Да, именно так. Конечно, практически человеку не дано уйти от поступка, который ему предназначен; этого никогда не бывает. Когда человеку кажется, будто он принимает решение, как ему поступить, так ли, иначе, то колебания эти входят звеном в ту же цепь, и решение его обусловлено. Человек не может порвать свою цепь. Это исключено. Скажу тебе больше, – если он и задастся подобным намерением, то и оно будет звеном той же цепи; знай, что оно с неизбежностью зародилось у него в определенный момент, относящийся еще к его младенческим годам.
Я был подавлен картиной, которую набросал передо мной Сатана.
– Человек осужден на пожизненное заключение, – сказал я грустно, – и не может вырваться из тюрьмы.
– Да, он не в силах уйти от первого же поступка, совершенного им в младенчестве.

Нику суждено прожить шестьдесят два года.
Но, как я уже сказал, я решил изменить линию их жизни. Через две минуты и пятнадцать секунд Николаус проснется и услышит, что дождь хлещет в окно. По прежнему плану жизни он должен был повернуться и снова уснуть. Но я наставлю его встать и закрыть окно. Это пустячное изменение переменит всю его жизнь. Он утром проснется двумя минутами позже, чем следовало, и ничто из того, что должно было с ним случиться, уже не произойдет.

Николас закрыл окно...

Сатана (который ангел, племянник того самого, вы помните) немного изменил ход событий.
Во благо Николаса. Но что считать благом?

Что такое добро и зло?
Что такое судьба?
Что такое смысл жизни?
Что такое человек в этом мире?
Один великий автор называл всё это детскими вопросами. Так и есть, наверное. Смешно слушать серьезные размышления на эту тему, если только говорящий не философ уровня Платона*, к примеру.

Марк Твен задает вопросы от лица мальчика - Теодора Фишера и отвечает на них от лица Сатаны.
Почему Сатаны, кстати: чуть выше я упомянула авторскую версию: это не тот С., имя которого все знают, а дальний родственник, вернее - племянник. Статус - ангел.
Очень интересная игра М.Твена, подчеркивающая уже этим именем, что не все то, что люди считают злом - зло. Как и добро не всегда оказывается добром. Смертный человек не в состоянии это увидеть. Но ангел с высоты своего уровня показывает то, что от людей сокрыто.
Допустим, тот же мальчик Николас. Судьбой ему было определено прожить долгую жизнь. Но (с вмешательством Сатаны) мальчик закрыл окно. Это событие приведет к тому, что мальчик умрет, не прожив свой положенный срок.
Жестокий ангел? Сотворил зло своим вмешательством? Но знает ли Теодор Фишер, упрекающий ангела в жестокости, какие это будут годы для Николауса? - Сорок шесть лет болезни и мучений, мольбы о смерти, как о благе. Смерть Николауса в таком случае зло или добро?
Кроме того, кто как не ангел с таким именем может открыто говорить о нелюбви к людям?
По-детски просто (а как еще, книга-то детская, писатель сам давно записан в детскую библиотеку, то есть, ему уже не избавиться от звания "детский писатель") автор рассуждает о вечных темах. О предопределении прежде всего. Возможно, его мысли выглядят недостаточно убедительно, возможно, найдутся оппоненты, которые смогут оспорить философию Марка Твена, это не так важно. Каждому свое. "Во что веришь, то и есть" - когда-то сказал герой одной интересной пьесы. Я верю в предопределение, в то, что книги, как и люди (как и ангелы, наверное) приходят именно в то время, когда нужны именно они. Ни раньше, ни позже.

"Таинственный незнакомец" - последняя, незаконченная работа Марка Твена.
Вернее, было три версии: "Школьный холм", "№44 "Таинственный незнакомец" и "Хроника Сатаны-младшего". Ее представил к печати (кое-что изменив) Альберт Пейн уже после смерти автора.
По мотивам повести снят фильм "Филипп Траум" (режиссер Игорь Масленников). Неплохая версия, кстати.
-----------------------------------------
* Платона Аристоновича можно привязать к любому тексту, он никогда не помешает, но, упоминая имя его в своей рецензии, я хотела отправить читателя к Мифу о загробных воздаяниях. Невероятно интересная вещь и о предопределенности в том числе.

Комментарии


Очень любопытно, надо будет прочесть при разборе темы предопределения (если доберусь). Но, конечно, человек может порвать цепь, аргумент, что это "звено той же цепи" несостоятелен - потому что важно ведь то, что человек что-то или меняет, или НЕ меняет - два разных состояния. И сам человек так это и воспринимает - что он либо поменял что-то в своей жизни или не поменял - разорвал или не разорвал связующую его цепь. А аргумент "звено той же цепи" совершенно этот момент игнорирует. Той цепи уже нет (может не быть).


Надеюсь, не пожалеете, если прочтете). Там, кроме предопределения, еще множество тем. Поделюсь цитатой:

– Сама жизнь – только видение, только сон.
– Нет ничего. Все – только сон. Бог, человек, вселенная, солнце, россыпи звезд – все это сон, только сон. Их нет. Нет ничего, кроме пустоты и тебя. <...>
– И меня?
– Но ты – это тоже не ты. Нет тела твоего, нет крови твоей, нет костей твоих – есть только мысль. И меня тоже нет. Я всего только сон. Я рожден твоей мыслью. Стоит тебе понять это до конца и изгнать меня из твоих видений, и я растворюсь в пустоте, из которой ты вызвал меня…


Смотря что считать цепью) Человек совершает поступок, не свойственный его прежней жизни, ок. Но этот поступок мог быть уже вписан в его судьбу, определенную задолго до конкретного события.
Судьба одного человека может быть спокойной и ровной, другого - сплошные разрывы отношений, смена обстоятельств и т.д. Но и в одном случае, и в другом - это конкретная судьба (можно назвать цепью обусловленных событий) конкретного человека, родившегося под определенными звездами, с определенным набором качеств, возможно - с заданной программой прохождения лабиринта, и цель пребывания на земле тогда не в сюжете (что ты совершил в земной жизни), а в чем-то другом. Допустим, в том, что человек сотворил со своей душой (как ни банально) в процессе прохождения этого лабиринта, то есть, проживая определенную судьбу. Но это так, версии.
Миф помните?)


Это все верно, про вписанность в судьбу, только "определенность задолго до события" как вывести? Для этого и нужна посторонняя задающая сила (тут - ангел). Но опять-таки на практике жизни человек видит (может увидеть, возможность эту отнять нельзя), когда его куда-то ведут против его воли, по его воле, или когда он сам куда-то идет. Вписанность в судьбу означает - вписываю в судьбу (тогда задающая сила - сам человек). Да, получается все равно какая-то единая цепь событий; но человек-то четко понимает, что при определенном образе действия судьба его будет одной, при другом образе действий - другой. И действует соответственно, или не действует. Вот что первостепенно важно. Это если жизнь - не только сон, конечно:)

Миф я, может и помню, но не зная, что за миф, не знаю и - помню ли?


Да, разумеется, человек может оценить только то, что у него есть, единственный вариант из множества(как нам кажется) возможных , который он прожил. Альтернативные варианты мы можем только нафантазировать) Недавно читала "Освобождение" Драйзера (любопытная вещь, кстати), там о том, как человек всю жизнь мечтал о другой жизни, но прожил именно такую, какую прожил. Но, в принципе, автор показывает, что именно это и есть тот единственно возможный вариант для героя. Никакой мистики, вполне земная закономерность. Но это скучно) Мне больше нравится легкое прикосновение к мистике (упасибог туда погружаться:). Предсказания, вещие сны - это же все есть. То есть, когда предсказанное событие наступает, задумываешься: столько усилий потрачено для достижения чего-то, а оказывается, это по судьбе так и было определено.

"Миф о загробных воздаяниях" - глава в десятой книге Платона Государство , я о нем в рецензии писала) Небольшая цитата оттуда:

Так вот, когда все души выбрали себе ту или иную жизнь, они в порядке жребия стали подходить к Лахесис. Какого кто избрал себе гения, того она с ним и посылает как стража жизни и исполнителя сделанного выбора. Прежде всего этот страж ведет душу к Клото, под ее руку и под кругообороты вращающегося веретена: этим он утверждает участь, какую кто себе выбрал по жребию. После прикосновения к Клото он ведет душу к пряже Атропос, чем делает нити жизни уже неизменными.

Ах, ну конечно же, что-то я ступил:) Но я сейчас пока не чувствую себя вполне готовым к дискуссии относительно данного мифа, равно как и всей тематики, хотя отправной пункт всегда будет один и тот же - сам по себе человек не может не видеть возможности внесения изменений в свою судьбу, хотя сама Судьба при этом и остается некоей единой цепью событий, которую ему разорвать никак нельзя. А скучного, конечно, ничего нет, да и мистика судьбы - дело такое, вполне реальное. Главное вот Судьбу ухватить должным образом, и всякая мистика тогда и начинается:)


Главное вот Судьбу ухватить должным образом

Да) В мифе об этом тоже говорится. Надеюсь когда-нибудь увидеть ваш отзыв на эту тему)


Я тоже надеюсь:)


Мне вот больше сейчас Булгаков вспомнился:

– Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?
– Сам человек и управляет, – поспешил сердито ответить Бездомный на этот, признаться, не очень ясный вопрос.

Я тут, получается, более в роли Бездомного разглагольствую:)


— "Слово дочери Ананки, девы Лахесис. Однодневные души! Вот начало другого оборота,
смертоносного для смертного рода. Не вас получит по жребию гений
, а вы его себе изберете
сами. Чей жребий будет первым, тот первым пусть выберет себе жизнь, неизбежно ему
предстоящую. Добродетель не есть достояние кого-либо одного: почитая или не почитая ее,
каждый приобщится к ней больше либо меньше. Это — вина избирающего: бог невиновен".

отчасти и Бездомный прав))