Больше рецензий

15 февраля 2016 г. 23:11

349

5

Я думаю, я знаю, что станет книгой этого месяца или года даже. Часто бывает, что классика читается легко, на одном дыхании, тем и впечатляется, как в столь понятную, удобоваримую форму автор встраивает столько смыслов и подтекстов, что они бы составили готический собор – сложный и многодетальный, но на вид легкий, почти воздушный, стремящийся вверх. А бывает, что небольшой объем ты читаешь долго, по несколько десятков страниц в день, вчитываясь в каждое слово, пробираясь через каждую метафору, проникаясь каждым предложением. Чтение «Жестяного барабана» стало для меня трудом, огромной читательской работой, от которой я бы не отказалась ради десятки прочитанных за это время книг.
Грасс смешивает фантастику, переходящую в абсурд, с историей, иносказательность с приземленность и чрезмерным натурализмом. От идей читателя бросает в такую прозу жизни, что возникает физическое ощущение тошноты или боли.
Перед нами разворачивается жизнь Данцига перед Второй Мировой войной, жизнь Оскара, который в трехлетнем возрасте отказывается расти, а только посредством барабанных палочек и своего пронзительного голоса доносит до мира свой протест, манифест обществу и миру, мистически-варварски-скучливому, порождающему уродов и гениев, миру, который творят созидатели и разрушители, часто в одном лице.
Я не знаю, как писать об этом. Это впечатляющий по силе текст. Это история общества через призму отдельных судеб, трагедия человечества сквозь слезы тех, кто больше не может плакать, насмотревшись на тысячи смертей. Когда любовь через бесконечное причинение боли, а рождение через инцест.
Я признаюсь в своем бессилии описать книгу или передать свои эмоции. Это сильно. Но это сложнейшее из того, что я читала. Никому не буду советовать, но преклоняюсь перед гением Гюнтера Грасса.