Больше рецензий

15 января 2016 г. 11:51

60

0 «Обреченные»: Чак Паланик достал свою героиню из ада

«Обреченные» - новый бестселлер Чака Паланика, «короля контркультуры», по ошибке влипшего в мэйнстрим. Он вживляет читателя в сознание к уже знакомой героине — 13-летней толстухе и дочке богатых родителей Мэдисон Спенсер. В предыдущей повести - «Проклятые» - она старательно протестовала против жизни в аду, в новой части цикла ее желание исполняется, и Паланик достает ее из загробного мира — теперь она в виде бестелесного, но по-прежнему толстого призрака бродит по знакомым улицам, посещает жилище своих родителей, придается воспоминаниям и пытается отделаться от возложенной на нее миссии.
«Кто бы мог подумать, что, умерев, я стану настолько известной личностью! - рассказывает в аннотации к книге всемогущая Мэдисон. - Газеты, телевидение и радио в один голос твердят, какой лапочкой я была, какую идеальную дочь потеряли мои родители – самый известный продюсер Голливуда и актриса №1 «фабрики грез». Как же это получилось, … что теперь моим именем называется рукотворный остров – прибежище тысяч адептов новой религии, стремящихся любой ценой попасть в рай?».
Новую религию — скотинизм — проповедуют ее родители под впечатлением от случайного общения с духом погибшей дочери. Ее суть заключается в восторженном отношении и стремлении злоупотреблять тем, на чем раньше лежало суровое моральное табу — сквернословии, хамстве, нарушении порядка, хулиганстве и прочих развлечениях скота. Знакомый город превратился в сборище отморозков — впрочем, бесконечно счастливых и уверенных в том, что после миллионного плевка на тротуар обязательно попадут в рай.
Самым лучшим объяснением для этой невероятной скотинистской веры, пожалуй, служат слова Камиллы Спенсер, матери главной героини, которая весьма мудро в разговоре с дочерью подмечает, что люди нуждаются в неправильных ответах на сакральные вопросы — в противном случае, их вообще не ждет никаких ответов. Это очень тонкое наблюдение, передающее суть любой другой мировой религии, и именно поэтому Паланик превращает его в уморительный и отвратительный гротеск. Автор просто не любит грустить.
Надо отдать ему должное: несмотря на тревожность и симптоматичность всего того, с чем читатель сталкивается в книге, повода для смертоубийственной тоски у него не возникает — настолько остроумна и оригинальна паланиковская подача. Эти две характеристики — пожалуй, главные литературные достижения писателя; в этом направлении он продолжает развиваться и никогда не изменяет себе. Проблема Паланика в том, что другие направления для развития он оставляет без внимания, поэтому после оглушительного успеха «Бойцовского клуба» его солнышко стремительно катится за горизонт. Есть писатели, на популярность которых не влияет мода, а есть Паланик, Коэльо и иже с ними, чья неспособность к гибкости неумолимо превращает их в литературу второго сорта.
«Обреченных» Чака Паланика можно прочитать за два вечера, получить удовольствие от острого языка и едких метафор... и тут же забыть об этой книге как о литературном явлении. Особо впечатлительным особам к ней лучше не прикасаться: по традиции, в повести много насилия и крови.

Источник