Больше рецензий

12 января 2016 г. 10:31

Лучшее на Лайвлибе

2K

1.5 Не верю.

Мне бы очень хотелось поставить "Бегущему за ветром" хотя бы нейтральную троечку. Но я этого не сделаю. Потому что, если отбросить эмоции ("птичку жалко") и посмотреть на книгу трезво, то есть только одно слово: ненастоящая.

Если вы, как и я, берёте в руки эту книгу в надежде найти в ней роман с исторической перспективой - не тратьте время. Увы, попытки автора вписать свою фабулу в контекст жизни Афганистана второй половины 20 - начала 21 века, со всеми её перипетиями и трагедиями, и создать некоторый исторический бэкграунд, так и остаются попытками. Исторический план стоит обособленно, точно плоские двумерные декорации, а на авансцене... творится какой-то фарс. Я не преувеличиваю. Все эти полукиношные сцены, подчёркнутый пафос случайных событий, неожиданные встречи двадцать пять лет спустя... И от этого грустно. Потому что фарсовость, наигранность главной сюжетной линии заметно снижает градус серьезности данного произведения. В результате всё заканчивается тем, что талибы начинают казаться тебе какими-то комическими персонажами. И вот здесь ты, как читатель и человек, понимающий, что в талибах вообще-то нет ничего комического, начинаешь чувствовать себя очень странно.

Роман слаб и с чисто литературной точки зрения. Повороты сюжета в стиле "Люк, я твой отец", которыми изобилует сие произведение, были бы уместны в прошлом веке, но сегодня это уровень литературы, даже не претендующей на серьёзность, это приёмы второсортного боевичка или дневной мыльной оперы. Главный герой?.. Мне, как читателю, он ничего дать не смог. Это всего лишь история жизни мальчика-мужчины, с очень большими father issues, который был, если честно, ни рыба, ни мясо, ни за себя постоять не мог, ни за своих друзей. И в его жизни не происходит ничего интересного. Запускал воздушных змеев в Кабуле, бежал с отцом в Пакистан, работал на блошином рынке в Америке, женился и жил со своей женой долго и почти счастливо. И даже та часть, где начинается экшен, рассказ о его недогероическом возвращении в Афганистан и всех сопутствующих этому приключениях, не представляет особого интереса. А фарсовость утомляет настолько, что ты уже даже внезапным поворотам не удивляешься. Может просто потому что не веришь.

Отдельно можно говорить о каком-то потребительском отношении автора к трагедии. Как просто и удобно он устроился, превратив Афганистан во взлётную полосу для своей весьма посредственной истории, как нечестно он поступил с этой страной, не захотев отнестись к ней серьёзно и с должным уважением. И каков инструментарий. Ведь тема "детей без детства" - это просто козырный туз в рукаве любого деятеля массовой культуры. Кто останется равнодушным к страданию ребёнка? И вот твой роман уже мировой бестселлер.

Существование этой книги ещё можно было как-то оправдать, если бы она была автобиографичной (хотя в это было бы сложно поверить). Но в послесловии автор любезно сообщает, что сначала написал этот роман, и лишь потом, вслед за своим героем, отправился в Афганистан - посмотреть на то, что описал в своей книге. Кое в чём он всё же честен с собой: эта книга действительно написана "туристом в своей стране". Эта история трагедии, рассказанная тем, кто её на самом деле не пережил.

И читатель у этой книги должен быть такой же. Читатель-турист. Тот, кто не хочет подходить слишком близко к опасному и неприятному. Кто хочет держать дистанцию и смотреть на происходящее как бы со стороны. Через экран телевизора. Чтобы и узнать историю, и не поставить под удар самого себя.

Но я - не такой читатель. Мне хочется жить с героями. Хочется чувствовать их боль в собственной душе и собственном теле, стоять рядом с ними под этим афганским солнцем и не знать, что будет дальше. Единственная вещь, которую я никогда не прощаю литературе - это отсутствие в ней реальной жизни. И да, знаете, мне бы очень хотелось верить, что израненного насилием ребёнка можно вернуть к жизни каким-то дурацким воздушным змеем...

Комментарии


Согласен с каждым словом. Такие же эмоции после прочтения. Фальшь в каждой букве чувствуется.


Полностью согласна. Это называется "болливудщина".