Больше рецензий

russischergeist

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 декабря 2015 г. 19:50

4K

5

Немка борется с немцем за государство, воющее против немцев

Эта простая фраза из сериала "Великая", прошедшего по первому российскому каналу, буквально подтолкнула меня к шкафу, чтобы побыстрее открыть роман Валентина Пикуля и прочитать еще одну версия выхода Софии Августы Фредерики на российский императорский трон. Вообще, очень полезно смотреть такие исторические фильмы, и, в общем, совершенно неважно, были ли действия на самом деле так, как их представляет тот или иной сценарист (или автор), важна сама суть. Каждая, даже маленькая историческая веха круто поворачивает судьбу целых городов, государств, всего мира. Так было, например, с битвой на реке Калке, с наступлением Смутных времен, с убийством Франца Фердинанда, с "беловежской тусовкой", передачей власти Владимиру Путину, аналогичная ситуация произошла в свое время и с переворотом, организованным будущей Екатерины Второй!

Давно хотел прочитать этот роман и понять, действительно было ли это реальным немке в то непростое время прийти к власти и стать достойным примером и олицетворением российской государственности. Невероятно просто. Да и сама Екатерина писала, что всякий русский человек в глубине души не любит ни одного иностранца. Как же удалось тогда ей так удачно реализовать план и удачно выдерживать свою непоколебимую линию императорства тридцать четыре года?

В первом томе мы видим повторения событий сериала: приезд юной Софии в Санкт-Петербург, ее возмужание, нестандартные ее отношения с мужем, также немцем, Петром Третьим, собственно переворот и первые годы ее абсолютистского правления, включая русско-турецкую кампанию с захватом Крыма.

Любое время по-своему интересно. Как сейчас легко говорить, там - война, там - дворцовый переворот, ведь это было так далеко от нас, и кажется, что никак не повлияли эти события именно на нас. Но, к сожалению, это не так. В любом случае, описания исторических событий, пусть и достаточно вольные, которые допускают в исторических романах, например, того же Валентина Пикуля, могут помочь нам разобраться в нас самих. Почему мы выросли именно такими, как мы есть, почему у нас сформировался именно такой государственный строй, такие культурные и гражданские традиции, преобладают такие религии и так далее. Почему мы отличаемся от наших соседей и что нас с ними объединяет или противопоставляет. Можно не любить историю как науку, но нужно интересоваться людьми, жизнью, прошедшими историческими фактами, и уметь брать из этого материала то лучшее, которое не позволит нам наткнуться на те же самые грабли. Именно в этом я вижу важность смысла любого достойного исторического романа.

Здесь мы имеем именно такой экземпляр, и эта книга даже не о ней (Като), а о... любви. И очень хорошо, что в русском языке в слово любовь можно вложить много разных понятий. Все они тут витают. И главный герой (тот самый, который тут Фаворитом называется) именно воплощает нам ту самую человеческую силу и целеустремленность, которая должна быть присуща любому достойному человеку. Фаворитов у Екатерины было много, но построенный Пикулем образ Григория Александровича Потемкина, который красной нитью проходит через весь первый том, просто замечательно и очень скрупулезно раскрыт автором романа.

Чего только стоят те знаменитые слова, сказанные им Денису Фонвизину: "Умри, Денис, лучше не напишешь!" С удовольствием продолжу чтением второго тома романа, интересно, что он написан в пять раз быстрее этой части, возникает вопрос "почему?".

Ветка комментариев


даже маленькая историческая веха круто поворачивает судьбу целых городов, государств, всего мира


Это из теории хаоса : Детерминированно-хаотические системы чувствительны к малым воздействиям. Проще говоря, "Эффект бабочки". Ещё пример Братья Гримм - «Вошка и блошка», - ожог вошки в итоге приводит к потопу. Чудом для Фридриха Прусского действительно оказалось непредсказуемое прекращение Петром III войны. Кстати внуком Петра I, русским по матери и воспитывавшимся наследником шведского престола. Таким подходом Вы лишаете евреев двух третей, если не более, гениев еврейского народа! Однако это чудо во многом послужило тому, что свело его автора в могилу. Да, еще немец на Руси это вовсе не всегда был обязательно deutsch