Больше рецензий

nevajnokto

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 декабря 2015 г. 22:36

6K

5 любить ...оставаясь самым одиноким на земле

Знаете в чём парадокс? Я не могу советовать книги, которые врезались мне в мозг и душу, которые до конца жизни будут питаться кровью моего сердца, изводить и заставлять возвращаться к ним снова и снова.
Но как бы хотелось!..

Говорят, что это самый неясный и самый мифический роман Фаулза, после прочтения которого читателю необходим ключ к пониманию. Читатель не просто хочет этот ключ - он его требует! А зачем? Если суть непонятна в процессе и после, то она так и останется за пределами возможностей сознания. Ключа нет. Тут все двери нараспашку, просто нужно увидеть их и войти. Сложно, все эти лабиринты временами сводят с ума. Но невообразимо захватывающе и безумно волнующе идти по ним, задыхаясь от собственных эмоций и смущённо ловя себя на том, как судорожно сжимают руки книгу, как больно глазам от продолжительно-напряженного вглядывания в буквы и как больно в груди не то от нехватки воздуха в лёгких, не то просто от Боли.

...Однажды наступает момент, когда Николас Эрфе понимает, что до этой поры он жил под маской незнакомца. Ни одно зеркало не в силе помочь ему узнать отражение - настолько непонятен образ, годами носимый, но при этом чужой. Этот факт выбивает его из колеи, потрясает до всех глубин и толкает на неизведанные пути, на поиски. Его несогласие с миром и попытки найти истинного себя, его моральный голод и неудовлетворенность жизнью, которой он вынужден жить, заставляют Николаса бежать от серьёзного чувства (можно назвать это даже любовью) и переселиться из захолустья Англии в Грецию.

Я не думаю, что трагедия Николаса началась с жизни на острове Фраксос. Да, то, что сделал с ним Волхв ( Морис Кончис)- эта уму непостижимая игра, схожая по жестокости со сдиранием кожи живьём, конечно же прошлась по Николасу, оставляя глубокие раны. Но раны - это не всегда трагедия. Порой, именно после них человек отчаянно желает вернуть то, что успел потерять. Осознать свою потерю, истечь кровью и только так понять чудовищность своей ошибки, найти в себе смелость разглядеть где зёрна, а где плевелы. Кончис заставил Николаса спуститься в преисподнюю за тем, ЧТО он потерял. Кончис играл в Бога (кстати, первоначально роман так и назывался - "Игра в Бога"). Николас играл в себя. На сцене разыгрывалась не трагедия - всего лишь сдирались маски: с предполагаемых помыслов, открывая истинные, с вымышленных чувств, обнажая истинные, с личин, выявляя лица...

Фаулз написал это произведение, воодушевившись от "Большие надежды" Диккенса. Здесь Николас так же как и диккенсовский Пип, терпит немало потрясений и крушения ожиданий, а результатом этого непростого пути, пройденного героями стало основательное преображение, приближение к порогу самопознания, взросление, независимое от возраста.

Мне не удаётся оставлять вразумительные заметки о книгах, которые переворачивают мой мир с ног на голову. После них нужно время, чтобы вернуться к ним снова. И снова. Много раз.

Дальше...


...Между идеей
И повседневностью
Между помыслом
И поступком
Падает Тень

Ибо Твое есть Царство

Между зачатием
И рождением
Между движением
И ответом
Падает Тень

Жизнь очень длинна

Между влечением
И содроганием
Между возможностью
И реальностью
Между сущностью
И проявлением
Падает Тень

Ибо Твое есть Царство

Ибо Твое
Жизнь очень
Ибо Твое есть

Вот как кончится мир
Вот как кончится мир
Вот как кончится мир
Не взрыв но всхлип.(с)

ksu12 Оксана, в который раз ты находишь самое уязвимое место в моей душе и бьешь именно туда ( в самом лучшем смысле слова!). Огромная тебе благодарность! Ещё одна книга, которая стоит на полке (прочитанная!) и этим делает меня счастливой:)

1 2

Комментарии


Я знала, знала, что тебе понравится! И не сомневалась, что поймешь))) Замечательная книга! Спасибо за чудесный отзыв!


Тебе ли не знать?!))
Спасибо!


И у Мердок же здесь есть какая-то перекличка, с ее "Вполне достойным поражением". Правда ведь...


а вы не читали что-то ещё подобное "Волхву" и "Вполне достойному поражению"?


Вот так, как здесь, напрямую, вспомнить не могу, но тема манипуляций и срывания масок я думаю, в литературе часто встречается, не как основная, но тем не менее, например, у Цвейга. Но не так ярко.


Да, всё время в голове думалась та же мысль. Даже когда писала отзыв)
У Фаулза смешение сразу нескольких граней: и экзистенциализм, и постмодернизм, и мифологическая составляющая, и магический реализм, и исторические нюансы... Но всё так гармонично. Хаос упорядоченный, так сказать))


Да, он сам, Фаулз как Волхв в этом романе, кружит над читателем, указывает путь. возвращает, снова направляет, не водит за руку, только показывает направление..


Я люблю Фаулза, но это единственное что мне не пошло:) Рада что тебя всё же впечатлила:)


Очень впечатлило)
Может, при повторном чтении через определенное время ты изменишь мнение)


Привет, Зарюш) Очень рада твоему возвращению!

Мне не удаётся оставлять вразумительные заметки о книгах, которые переворачивают мой мир с ног на голову.

Нееет, удаётся и ещё как!) Спасибо тебе и спасибо Ксюше за Фаулза) Конкретно этот роман - ещё впереди, но два других его произведения, которые читала, очень хороши!)


О, буду ждать и твоих впечатлений) Для меня, это очень сильная вещь у Фаулза и вполне себе доступная для понимания).


Обязательно, уже буквально в следующем году)


Спасибо, Лана! Я тоже рада)
Присоединяюсь к Оксане и жду твоё мнение!)


Через несколько месяцев, думаю, обратиться к Фаулзу) Сколько всего хорошего, а лучшего - ещё больше)


Замечательная рецензия, Зари.
Для меня это книга шедевр. Так манипулировать читателем! Фаулз просто великолепен.
Рада, что в полку любителей Фаулза прибыло!


Спасибо, Ксюш!
Я влюблена в него, да. Боюсь, что скоро у Фолкнера появится серьёзный конкурент)


Нежно и давно люблю "Волхва", хотя оригинальное название "The Magus", гораздо лучше отражает дух книги. Забавно, что автор не понимал, почему его читатель отреагировал именно на эту книгу. Естественно, что и не написал чего-либо сравнимого. Еще в "Maggot" есть интересные идеи, но она вообще невыносимо скучна.


Всю жизнь буду жалеть, что не могу читать оригинальную версию. Даже самый лучший перевод - это всегда искажение.
На мой взгляд, нет особой необходимости в чём-либо сравнимом с "Волхв". На то и шедевр.


Я с Фаулзом в значимой части знакомился в оригинале, но право не осталось впечатления, что русский перевод в чем-либо сильно уступает.
Это конечно так, но за двадцать лет не суметь повторить свой шедевр даже близко - это мне кажется не может быть не обидным для писателя.)))


... не осталось впечатления, что русский перевод в чем-либо сильно уступает.

Вы меня порадовали))

Соглашусь, но немного добавлю своего мнения.) Написать нечто ещё более гениальное, конечно же, стоило бы попробовать. Но это НЕЧТО обязательно должно было бы быть СВЕРХ его данного шедевра. Уверена, с таким талантом он смог бы.


Я тоже в этом уверен. Но писательские мысли и пути часто неисповедимы. Мне кажется сделай Фаулз "Maggot" по занимательности хотя бы равной "Волхву", то задача была бы решена, ибо "Волхв" особой идейностью не страдает, ну во всяком случае, на глобальном уровне, хотя частности там и великолепны.


...частности там и великолепны.

Спектакль, поставленный Магом для Ника, к примеру. Имею в виду не отдельные сцены, а именно всю эту колоссальную игру. Возвращаюсь мысленно в отдельные моменты и чувствую себя как бы под гипнозом, и тут приходит новое потрясение: Ник всё время пребывал под гипнозом Мага... Он не просто понял то, что понял (про Алисон, про себя, про жизнь и т.д). Это было возвращение, а не прозрение. Ник вернулся в себя, обрёл, как говорится. Познать - слишком смелое слово, говорит мне Фаулз, а в доказательство рисует Спираль, по которой Ник Эрфе поднимался (или спускался) к своему Я. Именно эта частность впечатлила меня сильнее всего)
Не уверена, что передала ощущения так, как хотела, но попыталась)


У автора только "Коллекционера" и читала)


Я читала "К" и ещё две новеллы. Обе оставили яркий след, особенно "Энигма")


Энигма?) У меня сразу ассоциации с любимой группой )))


Для меня тоже Энигма любимая группа) И так будет всегда.
Вообще, люблю звучание этого слова. Моментально завораживаюсь.


Замечательная рецензия! Две книги Фаулза уже прочла, знаю теперь, какая будет третьей)


Спасибо)
Очень хочу, чтобы тебе понравилось! (мы же на "ты", нет?) )


Мне кажется, мне должно понравится, все же и Коллекционера, и Любовницу я высоко оценила) (Конечно, на "ты"))


Я хочу сначала Червя, потом уже Любовницу. Но всё может поменяться в одночасье)


Но всё может поменяться в одночасье)

Планы они такие, мне ли не знать)


Планы абсолютно не моё! Я в этом убеждена на все 100)


Я вроде с ними дружу, но не до конца) вечно в них что-то вклинивается)


Люблю Фаулза, Волхва читала очень давно и впечатлилась, и давно хочу перечитать.
Читала Коллекционера, Дэниела Мартина еще... и хочу всего. Про Энигму помню.
Рецензия - волшебная.


ДМ как по-твоему, мне понравится? Я тоже ведь настроена прочитать всё, что он "натворил")

Рецензия - волшебная.

Спасибо, Юль!)


Думаю, понравится, медленный такой, но обстоятельный роман, и очень глубокий.


Понятно) Спасибо, Юль!


Здорово, хороший автор. Но я пока дальше Коллекционера не ушла..а зря видемо)))


Для таких книг просто необходимо выкроить время.
Мне любопытно, как тебе покажется "Волхв"))


да. буду стараться))


Знаете, у меня есть такой пунктик, когда смотрю профиль читателя, то проверяю на "совместимость" : любит ли он Фаулза и Мердок? Если мы по обоим пунктам совпадаем, то скорее всего читательские вкусы у нас схожи:) Фаулз и сам не раз отвечал, что

«Смысла» в «Волхве» не больше, чем в кляксах Роршаха, какими пользуются психологи. Его идея — это отклик, который он будит в читателе

А отклик этот почему-то так сложно облечь в слова
Спасибо за "отклик"!


У меня тот же пунктик, но плюс ещё и Фолкнер)
С такими книгами слова теряются в эмоциях. И самое странное то, что время ничего не меняет. Бурность эмоций спадает, да. Но слова всё равно не обретают ту значимость, которой требует душа, чтобы выплеснуться...
Вам спасибо, что уделили время!)

1 2