Больше рецензий
29 ноября 2015 г. 16:48
508
4
РецензияКогда-то давно я смотрела фильм «Правое дело», но прочитать книгу, по которой он снят, – совсем другое «дело»! Слова говорят намного больше, чем образы, и это был как раз тот случай, когда хочешь, чтобы книга не кончалась и, к сожалению, одновременно тот же самый, когда её читаешь на одном дыхании, будучи просто не в силах остановится и жалея лишь о том, что она – не вдвое толще. Было «вкусно до последней ложечки», и сразу хотелось ещё, ещё, ещё…
Я уже давно выделила для себя Дж. Катценбаха среди авторов саспенс-детективов не просто потому, что этот жанр мне нравится в принципе. И не потому, что у автора – большой опыт проникновения в криминальные реалии. И даже не потому, что в его книгах всегда всё сначала мастерски закручено, а потом столь же мастерски раскручено. И, может быть, и не за их смысловое послевкусие… А потому, что в них для меня часто возникает эффект соприсутствия, узнавания, сопереживания – я буквально чувствую, как моя мысль резонирует в ответ на замысел автора, как включается моя собственная интуиция. И в «Справедливости…» я тоже ловила себя на том, что ощущаю, как волнующе интерактивно переплетаются моя и книжная логики, как автор даёт мне возможность сначала забежать мыслью вперёд, делая вид, что герой – не во всём такой уж сообразительный, а потом придумает что-нибудь эдакое, чтобы стало ясно, что не всё так однозначно - и снова заставит думать… Для меня это была книга-кино с замечательным образным рядом, убеждающим, что автор – не просто репортёр криминальной хроники, а ещё и хороший писатель, в полном смысле слова - знаток человеческих душ, в том числе душ тёмных, больных и мятущихся. Вот за это соединение криминальных реалий, психологизма и качественной литературности, хоррора и саспенса, нуара и философичности он мне и нравится.
А ещё книги Дж. Катценбаха хороши тем, что они довольно точно показывают героев «изнутри» - как с их сильными сторонами, так и с неизбежной человеческой наивностью, которая заставляет верить, что в мире всё происходит так же, как и в их собственной голове. Чужая душа так и так – потёмки, а тёмная, заблудшая душа – потёмки вдвойне, но автор даёт читателям возможность побывать в них хотя бы на уровне литературы и осознать их иррациональность. А в Кауэрте я даже видела черты самого автора и думала, что, наверное, авторам часто хочется не просто писать, а ещё и соприсутствовать в своём сюжете (как художники иногда изображают самих себя на собственных картинах), быть тем самым «голосом», о котором говорит Ж. Деррида.
Каждая книга Дж. Катценбаха, в том числе и «Справедливость…», иллюстрирует для меня какую-то из граней человеческого страха, рождаемого столкновением с непредсказуемостью обстоятельств, в которых люди оказываются волею судеб. И это – не только страх перед самими обстоятельствами, это часто – страх перед самим собой, перед неуверенностью в своих собственных реакциях на эти обстоятельства. Спонтанность, импульсивность, хаос внутреннего мира других людей часто легко, как цунами, сносят все защитные барьеры и парализуют уверенность в том, что ты знаешь мир и надёжные стратегии существования в нём, а, значит, всегда можешь спастись. Такие книги слегка расшатывают наши основы, показывая, что далеко не всё предсказуемо и постоянно.
Подумать о справедливости и её относительности всегда занимательно и небесполезно, поэтому идея сговора Фергюсона и Салливана смутно тревожила меня с той минуты, когда я узнала, что они между собой общались и наверняка на пару придумали эту великолепную, искажающую реальность, игру с журналистом, чтобы дело Салливана «жило и процветало» (на образ Салливана, я думаю, повлиял неповторимый харрисоновский Ганнибал Лектор). А когда Дж. Катценбах описал первую встречу Кауэрта и Фергюсона в тюрьме и то тройственное (!) впечатление, которое осужденный произвёл на журналиста, я почти сразу решила, что Фергюсон – болен, виновен и асоциален. А дальше мне было интересно, как автор использует, раскрутит и объяснит журналистскую ошибку и интуитивно возникшее чувство опасности и обмана, как он приведёт детективов и журналиста к справедливому (?) финалу. Меня и в принципе занимает, как и почему люди иногда втягиваются в подобные игры друг с другом, хотя внутренняя реальность подаёт сигналы того, что этого делать не стоит. Почему эти сигналы не распознаются или игнорируются? Что заставляет пренебречь знаками опасности? И можно ли вообще отличить ложь от правды безо всяких доказательств?
Мне было интересно и… хочется ещё подумать над всеми этими вопросами.
Ветка комментариев
Только если это не повтор ситуаций, которые уже были и про которые уже все известно. И, да, согласна, что в жизни большинство людей осторожнее. Мало у кого такая адреналиновая зависимость как у героев детективов и триллеров.
Катценбаха буду читать, зимой без саспенса никуда!)
Для зимних вечеров ещё Сувира подходит. Очень рекомендую. :)