Больше рецензий

Tsumiki_Miniwa

Эксперт

ещё та фантазёрка

26 ноября 2015 г. 09:43

700

5

"Что это за выверт человеческого сердца –
презирать человека за то, что он тебя любит" (с.)
Сомерсет Моэм


Идеальных людей нет. Как и безгрешных.
Жизнь – дорога ухабистая, то и дело ведущая в гору и под, петляющая между судьбами различных незнакомцев, немыслимым образом сводящая тропы к тем, с кем суждено пройти нам тот или иной отрезок этого нелегкого пути. А потому каждому из нас отведена доля взлетов и падений, верных решений и опрометчивых поступков. Последние в большей ли меньшей мере есть у всех, и каждому идущему предстоит их пережить, принять или отвергнуть, смириться или обратить в муки совести. Одни из них неизбежно заточенным углом ранят тех, кто близок, кто шагает под руку. Другие простятся или, наоборот, круто изменят взгляды, спутают цели. У всех разная мера того, что можно простить, а что нельзя. Я же думаю, есть то, на что в любом случае невозможно закрыть глаза. Предательство. Будь оно в дружбе, в родстве или в любви. Со всем прочим можно найти силы примириться.

В небольшую китайскую провинцию Китая, Мэй-дань-фу, охваченную эпидемией холеры, приезжают молодые супруги Китти и Уолтер Фейв. Она – молодая леди, кажущаяся великовозрастным очаровательным ребенком, приговоренным к наказанию за серьезный проступок, он – талантливый бактериолог, побужденный к приезду в столь опасное место чувством долга. Казалось бы, цель их приезда очевидна и, безусловно, благородна. И лишь судьбе угодно знать, что их приезд есть не что иное, как попытка бегства…

"Возможно, что каждый хранит в сердце какую-нибудь позорную тайну и всю жизнь только и делает, что старается уберечь ее от посторонних глаз" (с.)

Небольшие главы, подобно тончайшим нитям, хитрым образом переплетутся между собой. Судьбы прежде незнакомцев образуют тугую связку и по велению творца начнут воссоздавать на полотне романа удивительный узор. Перед читателем обнаружится удивительная картина, и вскоре выяснится, что скромный и сдержанный доктор Уолтер Фейн ценою неимоверных усилий пытается подавить любовь к собственной супруге и собирает по частям осколки собственной гордости. А Китти Фейн, под безучастной, почти безразличной ко всему наружностью, ведет бесконечную борьбу с безответным чувством, со страхом смерти, и, пожалуй, готова кинуться в ноги любому, чтобы покинуть пропитанный смертью город.
Первые главы дались мне нелегко. Невыносимо тяжело было примириться с тем омерзительным чувством, которое породило поведение Китти. Веселая кокетка, привыкшая получать от жизни все, живущая потребностью развлекаться. Принять ее слепое равнодушие, неспособность к малейшей привязанности, уважению, было сложно. Просто, даже физически. Откладывала книгу, негодовала, проделывала в сто сорок пятый раз один и тот же путь по комнате, а потом снова возвращалась к ней.
Это противоречие чувств героев, их потерянность как нельзя кстати развернется среди хаоса города, задыхающегося в безжалостных тисках смерти… Только полотно романа не готово, узор лишь начал вырисовываться, а потому слишком глупо считать, что сюжет вместит в себя только боль разрушающегося семейства. И пусть никаких сил не хватит усмирить эту душевную агонию преданного человека, каждый из героев сделает попытку встать на ноги. Уолтер кинется с головой в работу, а Китти… начнет заново открывать для себя мир, познавать сокрытые тайны человеческой души и попытается разобраться в собственных чувствах.
Мимолетной белой стаей вспорхнут страницы книги, и вот я уже не замечу, как отступает неприязнь и приходит осторожное внимание, а то в свое очередь станет прелюдией к сопереживанию. Китти взрослеет, ее мысли меняют своё русло, появляются новые интересы и привязанности, а вместе с ними и пробуждается совершенно новое чувство. Отступничество, зрелище бушующей смерти, блуждающей по улицам города, благотворное влияние самоотверженных монахинь – все повлекло за собой перемены. Разительные перемены. Только так непозволительно поздно придет понимание, что приезд в этот страшный город не наказание, а шанс вернуть былое уважение друг к другу.
А я ведь предчувствовала такой конец. Почему же так больно? Почему ком у горла? Почему снова хожу, пытаясь совладать с эмоциями? Да только судьба не могла распорядиться иначе, финал логичен. И если бы не было этих мучений Уолтера, этих поисков душевного покоя Китти, собака бы не околела, а праведник бы не остался в живых.

Многогранный, глубокий, удивительно атмосферный роман. Изящный слог, искренние диалоги, великолепные зарисовки китайской провинции, а главное – целый кладезь мыслей о браке, о великой цене, которую неизменно придется заплатить за совершенное предательство. О том, что закрывая перед кем-то дверь и воздвигая нерушимые стены, не стоит забывать о той боли, которая хлыстом ударит по тому, с кем нам не суждено разделить чувство.

"Жизнь их сама по себе прекрасна. Мне представляется, что на мир, в котором мы живем, можно смотреть без отвращения только потому, что есть красота, которую человек время от времени создает из хаоса. Картины, музыка, книги, которые он пишет, жизнь, которую ему удается прожить. И больше всего красоты заключено в прекрасно прожитой жизни. Это – самое высокое произведение искусства" (с.)

картинка Tsumiki_Miniwa

Ветка комментариев


Наоборот. У меня изначально не было к ней неприязни. Уж скорее у меня неприязнь к Уолтеру.


Так ты думаешь, он ее не простил? А я прочитала Элегию Голдсмита, и по мне так "Собака околела" означает, что он признал в ней перемену и простил. Может, я напутала, конечно..


У меня неприязнь не из-за этого. А из-за того, что именно из-за него вся беда и случилась (имхо).
Он прекрасно видел, какая она легкомысленная и пустая, но влюбился же именно в такую, и приспичило ЕМУ замуж ее брать. Он же по идее умный мужчина должен был быть, зачем брал? А как взял, он думал, она сразу изменится? Будет щи варить с компотами, да про бактерии с ним разговаривать? Жену развлекать надо! Плюс обвинял ее в пустоте и т.д. Ну так это ТЫ такой умный, поднимай жену до своего уровня, воспитывай, а не все выходные сиди на работе.
И, простите, что за метод решения проблемы? Решил жену убить, не замарав руки просто.


"Любовь зла", только может ли это служить оправданием? А вообще, оба хороши. Если она - пустышка, что же от нее спрос небольшой? Все виноваты. Но при этом мне было жаль и его, и ее. Через столько ей пройти пришлось, чтобы измениться.


Да, я тоже считаю, что виноваты оба.


она изменилась, а он даже если и воспринимать "Собака околела" как прощение, то сделал это слишком поздно.


И все-таки, и все-таки, оба виноваты. Я думаю так. Он слишком опрометчиво доверял ей, за что и поплатился. А она, будучи простушкой, будто не знала, что своим предательством больно ранит его? И еще удивлялась: "неужели, это разбитое сердце"?...Нет, блин, ему просто грустно... в общем, негодую от обоих.


Не-не, я ж никого не оправдываю ни в коем случае, Китти эта лохушка-простушка еще та (одно то как она искренне верила что любовник на ней женится, это доказывает). Тут ситуация очень неоднозначная, просто многие говорят насколько Уолтер благородный замечательный, настоящий. Но вот как то не согласна я с этим на сто процентов).


Все-таки да, потащил ее в холерный город. Далеко не поступок джентльмена...


Вот да, он же изначально знал на что он идет, какая она и что к нему чувствует и почему замуж за него согласилась выйти. Ну тогда правильно подтягивай ее, поддерживай, заинтересовывай чем нибудь. Это ж было очевидно что рано или поздно она изменит ему, мне так кажется.


Любовь такая штука, он мог внутренне облагораживать ее, думать, что она лучше, чем кажется. А предательство, ожидаемое оно или нет, всегда тяжело перенести, ведь правда?


Если б он ее внутренне облагораживал, он бы не высказал ей что ты как была пустышкой, так и осталась. А с чего он думал она станет благородной? С его заунывных бактерий? Предательство тяжело, но что он сделал что бы она его не предала? Да он ее любил, но ведь он изначально знал, что она к нему не испытывает ответных чувств. Она поступила подло, и он со своей местью тоже, хотя именно эта поездка в холерный город и помогла ей вырасти душевно, за что ему и спасибо.


Да, согласна.


Мне кажется, что вы, и правда, напутали. В этой элегии бешеная собака укусила праведника в кавычках, т.е. эта элегия какая-то сатирическая. По-моему, смысл ее в том, что "праведник" на самом деле такой отъявленный грешник, что его и бешенство не берет, а наоборот, собака сдохла (отравилась, похоже), укусив его.
Так что слова Уолтера скорее говорят за то, что не простил он Китти, и еще за то, что сам попал в ту яму, которую рыл для нее.


Может и так. Я совсем не хочу спорить :) ведь любое литературное произведение позволяет иметь целый спектр взглядов и точек зрения на него. Кто-то поймет его так, кто-то по-другому, и каждый будет прав.


Да, я с вами согласна, особенно этот роман очень неоднозначный в оценках. Лично мне очень хотелось, чтоб Уолтер Китти простил, и чтобы понять, произошло ли это, я прочитала Голдсмита. С вами мы разошлись, получается, в трактовке элегии, а вот она-та мне казалась как раз однозначной)


Да, мне тоже хотелось, чтобы Уолтер простил Китти. И не хотела, чтобы он умер, но автор распорядился иначе. Хотя с трудом представляю, как бы они жили вместе дальше.. а в лирике всегда разбег точек зрения еще больше, чем в прозе. Особенность понимания метафорического текста. А вообще давайте дружить? :)


Давайте:)