Больше рецензий
24 ноября 2015 г. 09:14
655
4
РецензияТихий, спокойный, безэмоциональный, безоценочный роман-предупреждение.
Книга написана умело – в ней все почти политкорректно, несмотря на совершенно неполиткорректное содержание. Автор позиционирует собственное произведение с иронией как социальную фантастику (фантастику ли?), опять же выводя себя из-под огня возможной критики. Уэльбек никого и нечего не обвиняет, отличаясь этим, например, от того же хрестоматийного Синклера Льюиса в его У нас это невозможно .
Итак, Франция всего через несколько лет. Баланс окончательно сместился, сделав возможным избрание президента-мусульманина. И ничего страшного не произошло, все приспособились.
В книге много для иностранного читателя лишнего. Мелкие подробности французской политики, сведение счетов в интеллектуальной среде, плевки в сторону конкретных медийных персонажей. Но за этим виден тонкий, душевный такой стеб.
Автор давит на то, что современная западная цивилизация не может найти ответа на вызов религиозного радикализма. Ее ужимки и прыжки нелепы, действия в основном только ответные и сумбурные, похожие на трагическое размахивание руками.
Наш мир, сомнительно уютный в недавнем прошлом, довольно заметно сползает обратно в состояние перманентного конфликта. Автор не пытается никого разбудить, не хочет и ударять в набат, он вообще не уверен, что происходит что-то не то. Он просто предупреждает, что при продолжении существующей тенденции будущее может быть снова таким – простым, однозначным и неканоничным, погруженным в религиозный пыл.
Картинка автора столь реалистична потому, что он не забывает упомянуть и о противоречиях среди нефтяных арабских стран, об их соперничестве за активы во Франции. Нет никакого монолитного мрачного заговора, просто Европа совершает очередное самоубийство.
Уэльбек приплетает сюда все, начиная с катастрофы Первой мировой и заканчивая толпой малоизвестных мне деятелей Belle Époque, чтобы показать, что утрата неполиткорректной, но своей идентичности ведет в никуда. Опять же, он этого не утверждает, он всего лишь предлагает вариант.
Основная прелесть романа (везде его так официально величают, хотя по формату это скорее повесть) в том, как хорошо передано лицемерие. Как политиков, алчных, жаждущих власти, так и СМИ, которые показывают лишь то, что нужно, стоит, целесообразно показывать. И при этом все понимают, что в стране творится много такого, что по телевизору не покажут.
Авторская же ирония над французскими интеллектуалами, его стеб над сальными волосами – все это менее тонко, чем, например, в Игре в бисер , но вполне на уровне Македонской критики французской мысли , некоторую схожесть с Пелевиным уловить можно.
А будущее... Как говорил один известный персонаж – будущее не предрешено.
P.S. За ссылку на Арены Лютеции Уэльбеку большое спасибо
Комментарии
Исламская тема - то, благодаря чему Уэльбек получил мировое признание. Правда, с тех пор ему приходится скрываться
В этом и парадокс - в книге-то ничего антиисламского нет, все очень уважительно и соборно, а вот сумма какая-то нелицеприятная получается.
Это у него такая форма тролля. Но вопросы бы были, если бы "Покорность" была его первым произведением
А порекомендуй?
Платформа
Уэльбек пытается всех разбудить, ударяет в набат и уверен, что происходит что-то ужасное. Просто у него метод для всего этого совсем другой, не такой прямолинейный, как у Ленина и Мао.
Я всё-таки надеюсь, что Европа проявит в очередной раз устойчивость, как уже было во времена нашествия фашизма или коммунизма. В определённые моменты многие европейские интеллектуалы были зачарованы этими идеологиями, примерно так, как этот Редигер (кажется, так его назвал Уэльбек, могу перепутать, лень в текст лезть). Европа выстояла общими усилиями с помощью СССР и США, а ведь опасность ей грозила примерно такая же. Надеюсь, и в этот раз она сможет устоять и продолжить развитие в своём идейном русле: без тоталитаризма и единомыслия, но с упадочническим Гюисмансом.
Надеюсь, но не уверен.