Больше рецензий

bukinistika

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 ноября 2015 г. 20:02

596

4 Фредерик Бегбедер. Windows on the World

Начав читать, я сначала повелась, думала, что пишет человек, выживший в том кошмаре. Просто не хотелось обращать внимание на фразу в самом начале, из которой ясно, что мужчина и двое детей выпрыгнули с огромной высоты; шансов на выживание у них явно не было и написать книгу тот мужчина явно уже не мог потом. Но так хотелось чуда! Хотелось верить, что они - вот именно они, Картью, Джерри и Дэвид - выживут, спасутся, ну как-нибудь, пожалуйста, Господи!

Но потом стало понятно, что зря я надеялась. Понятно это стало после фразы "Из 1344 человек, оказавшихся выше места попадания самолета, спастись не удалось никому" (приблизительно так, по памяти). Блин. Вот читать дальше, зная, что всё зря, что все - покойники... Мрак. Младший мальчик всё надеялся на папу - что у него вот-вот появятся суперсилы, и он сделает что-нибудь такое супервыдающееся, в общем, спасёт их.

Особенно поразило, что практически ничего не предпринималось, чтобы спасти тех, кто оказался в ловушке наверху. Вертолёты кружили, но они почему-то не высадили на крышу десанты спасателей, которые могли бы выбить заблокированные двери с лестниц на крышу и как-то переправить хоть сколько-нибудь людей на вертолеты. Не, они просто летали. Наверно, телевизионщиков кружили над местом трагедии, чтобы зрители получали в прямом эфире щекочущие нервы кадры. Что, может, действительно ждали появления супергероя, какого-нибудь Брюса Уиллиса, которому не привыкать спасать Вселенные, так что ему стоит спасти пару тысяч человек из горящего небоскреба? Или ждали, пока пожар как-нибудь сам собой рассосется, а тогда уже можно спокойно, не обжигаясь и не задыхаясь в дыму, начать спасать? Вопрос только - кого? Люди просто расплавлялись. Останков для похорон было не наскрести потом, не то что кого-то живого спасти.

Эти натурные стоп-кадры... Мороз по коже. Так, невзначай, упомянуто, что живые еще люди - то, что они живые, было понятно из того, что их животы поднимались и опускались - были вплавлены лицами и руками в пузырящийся линолеум. Запах горящей баранины вперемешку с удушливой вонью черного дыма. Я не знаю, где Бегбедер брал подробности, Но это даже просто читать невозможно, отвратительно и страшно. А каково было тем, кто всё это перенёс на собственной шкуре? 102 минуты умирания (до обрушения зданий) - как типичный голливудский боевик, фильм-катастрофа. Но те фильмы все смотрят расслабленно, запасшись попкорном, зная, что в конце наступит неизбежный, как Новый Год, хэппи-энд. Здесь же всё было на самом деле. Надежды у людей были, но хэппи-энда не случилось. Дисциплинированные американцы! Им велели оставаться на местах, никуда не бегать, они и сидели, не создавали панику. И до последней минуты верили, что вот-вот, через минуту-две, наконец-то появятся спасатели и начнут их спасать.

Повествование ведется поминутно, но по большей части в этих минутах описывается не то, что конкретно тогда с этими конкретными людьми творилось, а рассуждения Картью о своей жизни - он перебирает свои достижения, ошибки, промахи, вспоминает своих женщин, оправдывает себя за то, что бросил семью, утверждая, что мальчиков он еще любит, значит, он их не предал. Но вдруг, на задымленной раскаленной лестнице он совершенно ясно осознал, какой это всё бред - эта его бравада о якобы новых ценностях новых поколений, мол, семья - это пережиток древности, даёшь свободу! Он вдруг понял, что это полный бред.