Больше рецензий

Clickosoftsky

Эксперт

Старожил Лайвлиба

15 ноября 2015 г. 19:55

1K

4.5 Всё по полкам, как я люблю

Витька Корнеев… рассказывал свои сны и тут же толковал их по Фрейду, Мерлину и по девице Ленорман.

АБС «Понедельник начинается в субботу»


В течение многих тысяч лет архетипы находили отражение в мифах, религии, легендах, в разных видах искусства. Сегодня они представлены по большей части в кино.

У. Индик «Психология для сценаристов...»


Главным словом в названии книги Уильяма Индика недаром является «психология»: именно на ней, а не на истории кинематографа и не на готовых ноу-хау по выпеканию стандартных сценариев построен этот труд. В шести частях книги рассмотрены теории психоанализа Зигмунда Фрейда, Эрика Эриксона, Карла Юнга, Джозефа Кэмпбелла, Альфреда Адлера и Ролло Мэя (и лично для меня это прекрасный случай «подтянуть» психологию, потому что изучение её в университете советских времён никаких фрейдов, как вы понимаете, не предполагало). В каждой из частей простым (но не упрощённым!), ясным слогом представлены основные положения психологических теорий, причём все ключевые понятия проиллюстрированы примерами из фильмов — разумеется, тех, где герои ведут себя психологически оправданно. Почему? Да потому, что персонажи фильмов тоже люди... почти всегда :)

Первое правило...

Первое правило: фильм должен быть правдивым в рамках собственного жанра.

При этом для автора книги фильмы эпохальные и глупенькие («Звёздные войны» или «Все без ума от Мэри») равноправны, лишь бы верно передавали те или иные этапы развития и устройства личности.
Каждая глава (а их в частях от двух до пяти) заканчивается четырьмя блоками, которые придают книге окончательное сходство с учебником: это краткое содержание главы, где по пунктам перечислены основные понятия и выкладки; упражнения к главе — и тут невозможно не процитировать некоторые из них:

Упражнения к главе 2
3. Придумайте три новых, изощрённых, впечатляющих способа наказать злодея.

Упражнения к главе 3
8. Придумайте пять видов «оружия», которые не использовались героями фильмов раньше. /…/ «Оружие» — любой материальный объект, помогающий герою в достижении поставленной цели.

Упражнения к главе 5
8. Придумайте сны для каждого персонажа в вашем сценарии. Пусть в них отразятся мечты и страхи героев, наполните эти сны символизмом. Это поможет вам лучше понять бессознательный мир героев и их внутренний конфликт.

Упражнения к главе 10
5. Обозначьте стадию преодоления первого порога в «Лоуренсе Аравийском».

Упражнения к главе 15
4. Используя модель четырёх стадий самосознания, проанализируйте развитие героя в пяти своих любимых фильмах.

— далее идут понятия главы «...в вашем сюжете», где автор обращает внимание читателей-сценаристов на моменты, требующие внимательной проработки, и, наконец, таблица, в которой сведены воедино термины, сценарные приёмы и примеры на них.

Фильм, коллективная грёза, стал основным средством выражения, передачи и интеграции архетипов нашего времени.

Книгу доктора философии Уильяма Индика вполне можно охарактеризовать как структурную мифологию нашего времени. Десятая муза ещё очень молода (по сравнению со своими античными сёстрами), но уже предоставила исследователям богатый материал для изучения. Недаром «Психология для сценаристов...» завершается фильмографией на 262 кинокартины (я посчитала :) ), проанализированных в ней — с указанием авторов фильма, литературных источников, основных кинонаград.
Кстати уж, скажу, что книга спойлерофобам противопоказана, потому что автор её исходит из того, что читатели — будущие или «действующие» сценаристы — уже видели упоминаемые фильмы.
Мне же сей страх неведом :) поэтому читала с искренним удовольствием и интересом, немного жалея разве что о том, что автор анализирует в основном американское кино, и то по 2003 год (оригинал вышел в 2004-м), мысленно соглашалась, а где-то и спорила — например, о трактовке финала «Неверной» или о причинах раскрепощения ГГ в «Красоте по-американски», — и, разумеется, делала заметки о фильмах, которые следует посмотреть.
Отмечу ещё, что автор никоим образом не возводит свои выкладки в статус догмы, вот нету в книге каких-то железобетонных рецептов, она лишь помогает систематизировать уже имеющиеся и вновь полученные знания, чтобы по-своему применить их в дело:

Если вы придумаете свой подход или иную структуру и сумеете воплотить их в вашем сценарии, то, по словам Джозефа Кэмпбелла, перед вами откроются двери там, где их до этого не было. Я надеюсь, что моя книга поможет сценаристам открыть даже не одну, а несколько дверей в мир творчества. /…/ Я не смогу посоветовать, какой подход выбрать именно вам, потому что в мире существуют миллиарды историй и героев, и только вам самим известно, какую историю пишете вы.

Книга прочитана в рамках XXIV тура игры «Нон-фикшн»

usermame Спасибо, Саша! Будешь книжку читать? ;)

Ветка комментариев


Был рад помочь :3