Больше рецензий

Clickosoftsky

Эксперт

Старожил Лайвлиба

15 ноября 2015 г. 19:55

1K

4.5 Всё по полкам, как я люблю

Витька Корнеев… рассказывал свои сны и тут же толковал их по Фрейду, Мерлину и по девице Ленорман.

АБС «Понедельник начинается в субботу»


В течение многих тысяч лет архетипы находили отражение в мифах, религии, легендах, в разных видах искусства. Сегодня они представлены по большей части в кино.

У. Индик «Психология для сценаристов...»


Главным словом в названии книги Уильяма Индика недаром является «психология»: именно на ней, а не на истории кинематографа и не на готовых ноу-хау по выпеканию стандартных сценариев построен этот труд. В шести частях книги рассмотрены теории психоанализа Зигмунда Фрейда, Эрика Эриксона, Карла Юнга, Джозефа Кэмпбелла, Альфреда Адлера и Ролло Мэя (и лично для меня это прекрасный случай «подтянуть» психологию, потому что изучение её в университете советских времён никаких фрейдов, как вы понимаете, не предполагало). В каждой из частей простым (но не упрощённым!), ясным слогом представлены основные положения психологических теорий, причём все ключевые понятия проиллюстрированы примерами из фильмов — разумеется, тех, где герои ведут себя психологически оправданно. Почему? Да потому, что персонажи фильмов тоже люди... почти всегда :)

Первое правило...

Первое правило: фильм должен быть правдивым в рамках собственного жанра.

При этом для автора книги фильмы эпохальные и глупенькие («Звёздные войны» или «Все без ума от Мэри») равноправны, лишь бы верно передавали те или иные этапы развития и устройства личности.
Каждая глава (а их в частях от двух до пяти) заканчивается четырьмя блоками, которые придают книге окончательное сходство с учебником: это краткое содержание главы, где по пунктам перечислены основные понятия и выкладки; упражнения к главе — и тут невозможно не процитировать некоторые из них:

Упражнения к главе 2
3. Придумайте три новых, изощрённых, впечатляющих способа наказать злодея.

Упражнения к главе 3
8. Придумайте пять видов «оружия», которые не использовались героями фильмов раньше. /…/ «Оружие» — любой материальный объект, помогающий герою в достижении поставленной цели.

Упражнения к главе 5
8. Придумайте сны для каждого персонажа в вашем сценарии. Пусть в них отразятся мечты и страхи героев, наполните эти сны символизмом. Это поможет вам лучше понять бессознательный мир героев и их внутренний конфликт.

Упражнения к главе 10
5. Обозначьте стадию преодоления первого порога в «Лоуренсе Аравийском».

Упражнения к главе 15
4. Используя модель четырёх стадий самосознания, проанализируйте развитие героя в пяти своих любимых фильмах.

— далее идут понятия главы «...в вашем сюжете», где автор обращает внимание читателей-сценаристов на моменты, требующие внимательной проработки, и, наконец, таблица, в которой сведены воедино термины, сценарные приёмы и примеры на них.

Фильм, коллективная грёза, стал основным средством выражения, передачи и интеграции архетипов нашего времени.

Книгу доктора философии Уильяма Индика вполне можно охарактеризовать как структурную мифологию нашего времени. Десятая муза ещё очень молода (по сравнению со своими античными сёстрами), но уже предоставила исследователям богатый материал для изучения. Недаром «Психология для сценаристов...» завершается фильмографией на 262 кинокартины (я посчитала :) ), проанализированных в ней — с указанием авторов фильма, литературных источников, основных кинонаград.
Кстати уж, скажу, что книга спойлерофобам противопоказана, потому что автор её исходит из того, что читатели — будущие или «действующие» сценаристы — уже видели упоминаемые фильмы.
Мне же сей страх неведом :) поэтому читала с искренним удовольствием и интересом, немного жалея разве что о том, что автор анализирует в основном американское кино, и то по 2003 год (оригинал вышел в 2004-м), мысленно соглашалась, а где-то и спорила — например, о трактовке финала «Неверной» или о причинах раскрепощения ГГ в «Красоте по-американски», — и, разумеется, делала заметки о фильмах, которые следует посмотреть.
Отмечу ещё, что автор никоим образом не возводит свои выкладки в статус догмы, вот нету в книге каких-то железобетонных рецептов, она лишь помогает систематизировать уже имеющиеся и вновь полученные знания, чтобы по-своему применить их в дело:

Если вы придумаете свой подход или иную структуру и сумеете воплотить их в вашем сценарии, то, по словам Джозефа Кэмпбелла, перед вами откроются двери там, где их до этого не было. Я надеюсь, что моя книга поможет сценаристам открыть даже не одну, а несколько дверей в мир творчества. /…/ Я не смогу посоветовать, какой подход выбрать именно вам, потому что в мире существуют миллиарды историй и героев, и только вам самим известно, какую историю пишете вы.

Книга прочитана в рамках XXIV тура игры «Нон-фикшн»

usermame Спасибо, Саша! Будешь книжку читать? ;)

Комментарии


А куда я денусь? :-) Надо только 262 фильма посмотреть. Я, когда её листал, уже хватался за голову от случаев спонтанного спойлероукалывания.


Спасибо тебе ещё и за %сайт%. Я проверила — там почти всё есть... кроме одного фильма 1936 года :)) зато я его на озоне нарыла.


Был рад помочь :3


Надо только 262 фильма посмотреть.

Уже меньше :)) ты ведь многое смотрел.


например, о трактовке финала «Неверной»


Любопытно, а как там можно двояко истолковать финал?)


Автор считает, что финал слит, а герои остались безнаказанными. А я считаю, что вот им хрен: им теперь с этим жить незнамо сколько, и это куда большее наказание.


Странное мнение у автора, если героев еще и наказать по закону, то это будет уже даже не банальная пропаганда семейных ценностей (как вышло у режиссера), а вообще уж черт знает что.


банальная пропаганда семейных ценностей

о боже, нет, только не это!
Анаис, там же получасовая вводная, которая до нытья в скулах доказывает скучищу этих самых семейных ценностей! а далее — импульс, чувство, которое сильнее разума и всяких комильфошек...
да уж, сколько людей... далее по тексту.


получасовая вводная, которая до нытья в скулах доказывает скучищу этих самых семейных ценностей


Скучища-то скучищей, но показано, что и "импульсы" с чуЙствами ведут в никуда, и объект-то оказался негодный, и муж совсем не такой, как она думала... Кошмар, одним словом.)
А у тебя какое мнение?


я этот фильм оценила бы высшим баллом, не будь преамбула так затянута, гигантский же кусок экранного времени оттяпан. надо было бы энергично и по делу, без рассусоливания (в этом плане приведу в пример "криминальную фишку от генри"). в остальном клёво именно потому, что чувства не разбирают, годный объект или негодный... кстати, почему не годный? а пламенный секс, это что, ерунда и мелочи? или только тот объект считается годным, который добропорядочный муж-отец-карьерист?.. :))
то же и с супругом. фатум во все поля.
а кроме того, превосходные визуальные метафоры, за которые авторам фильма (т.е. не только режиссёру, но и сценаристу, и художнику) отдельные пятёрки с плюсом ставлю.


"Криминальную фишку..." тащу в хотелки, спасибо!
ИМХО, "рассусоливание"нужно было, чтобы показать, с чего вдруг женщина бросается на первого попавшегося симпатичного мужика, и секс потому и "пламенный", что заскучала дамочка в браке аки Эмма Бовари. А негодный не потому что не муж и не отец, а потому что изменял.) Героиня же на основе бурного секса еще и любовь придумала, а тут вдруг...
Но красиво, да.)
Хотя "Неверную жену" Шаброля люблю больше, ретроградка, чо тут скажешь.)


нужно, кто спорит, но 25% фильма на это тратить — расточительство. экранное время сильно отличается от реального, извини за капитанизм. смотрела "загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?"? вот там есть сцена, где участники марафона должны бежать 10 минут — последние три пары выбывают. знаешь, сколько они бегут на самом деле?.. Семь. Семь минут золотого экранного времени — для того, чтобы зритель почувствовал их мучения, то, насколько бесконечным кажется им этот бег.


"Загнанных лошадей..." только читала, что-то в такую тоску и печаль впала, что так и не посмотрела экранизацию. Может, оно и нужно, чтобы зритель 7 минут проникался, загнанность почувствовал.


Очень интересно, спасибо.


Вам спасибо за внимание!


Интересно, если руки дойдут, надо глянуть...


спасибо ^^