Больше рецензий

8 ноября 2015 г. 21:27

950

4

Учитывая то, что не так давно я прочла книгу "Бомж" и она мне понравилась, я с интересом открыла ещё одну работу Михаила Веллера "Перпендикуляр". Это не художественная книга, поэтому у меня была возможность познакомиться с Веллером-лектором и Веллером-филологом.

"Перпендикуляр" включает в себя тексты лекций, прочитанные в разных странах мира: в Италии, Дании, Израиле, США, Китае, Франции, Германии, Индии, Бельгии. Перед редактором явно не стояла задача прилизать проговариваемое, поэтому все лекции прямо звучат. Я никогда не слышала голос Михаила Веллера, поэтому у меня все говорилось каким-то абстрактным и ничьим голосом, но ощущение живой речи не покидало меня всё то время, что я читала книгу. И я уверена, что это были лекции хорошего лектора, которые наверняка интересно слушать.

Как вы, наверное, догадались, Веллер рассуждал на разные окололитературные темы. Я не могу согласиться со всем тем, что он сказал. Однако, я считаю, что эта книга вполне имеет право на существование, там есть авторская позиция и большинство тезисов более или менее обоснованы.

В лекции "Русская классика как апокриф" Веллер говорил о том, что людям нужны общие кумиры, в том числе и в литературе, но не всякий номер один так уж хорош. Он знатно прошелся по Пушкину и Гоголю. Немного досталось и Достоевскому. Не обошлось и без кулуарных историй. Например, о том, как Толстой Тургенева вызывал на дуэль, а тот от неё отклонился и уехал за границу. Всё достаточно бодро и увлекательно.

В "Ревизии литературы ХХ века" развивается всё та же тема из первой лекции. Основная мысль – не стоит с таким уж трепетом относиться к литературным авторитетам, многие авторы считаются хорошими просто потому, что так принято считать. Из этой лекции читатель может узнать, что Веллеру не нравится Джойс и Пруст. Я к модернизму отношусь положительно, не считаю, что это вырождение литературы. Но Веллер свою позицию аргументировал, поэтому у меня к нему вопросов нет.

"Критика критики" о том, что среди литературоведов ровно столько же идиотов как и среди всех остальных людей. Много информации и критиках советского периода.

"Смысль и цель искусства и литературы" – весьма спорная лекция. Как на мой вкус. Тут Веллер явно пытается нас приобщить к своей философии. А она так себе. Хотя я и отмечу, что некоторые знание в области философии у него имеются.
Лекция полезна тем, что тот, кому сложно понять, в чем разница и какова суть феномена и ноумена у Канта, может прочесть неплохое, очень простое объяснение. И уже это делает лекцию не бессмысленной.

"Литература Советской империи" – чертовски интересная лекция. Возможно, потому что многих авторов, о которых в ней говорится, я не только никогда не читала, но и не буду. Большинству людей потребовалось бы немало времени, чтобы нарисовать такую масштабную картину советской литературы.

А вот об авторах, о которых Веллер говорит в лекции "Современная русская литература" я имею представление, поэтому мне было менее интересно, я там ничего неожиданного не прочла. Но как обзорная лекция она выглядит неплохо.

"Мемуары как зеркало и как этическая проблема" мне понравилась. Рассуждения о том, можно ли написать хорошие мемуары, оставаясь при этом человеком.

В лекции "Гипербола в русской литературе и масштаб России" Михаил Веллер опровергает тезис о том, что распостранность гиперболы в русской литературе связана с большими пространствами, с географией страны, обращает внимание на то, гиперболы присущи литературному процессу многих стран, которые имеют совершенно разные размеры.

Интересно было читать "Дегероизация в литературе и кризис цивилизации". Веллер считает, что в основе произведений литературы долгое время находился образ героя. Он полает, что в литературе ХХ века герою нет места, потому что она создаётся не совсем здоровыми людьми и повествует о людях, с проблемами. Литературу якобы начинают интересовать антигерои. Веллер считается такую литературу самокопанием заурядных людей. И думает, что с этого начинается самоуничтожение литературы. Позиция мне его понятна, но я с ним не соглашусь. Особенно мне не близка вот такая мысль: "Политкорректность выталкивает героя из современной жизни".

В "Задачах литературы в свете глобализации" Веллер высказывается в пользу глобализации неф процессов, утверждает, что культура не может развиваться, будучи замкнутой сама на себе.

"Цивилизация и дегенерация" меня прямо возмутила. Это речь на встрече с генеральным секретарем НАТО в Штаб-квартире в Брюсселе. 2007 год.
Веллер высказывается против политкорректности. Он отмечает: " Каждый век имеет свою форму мракобесия и свое название для него. Политкорректность – это мракобесие XXI века".
Менее всего я могу разделять вот такую позицию: "Наша великая цивилизация и культура созданы курящими людьми. А сейчас мы гоняем их предаваться своему вредоносному пороку в эдакие уличные туалеты.
Наша цивилизация и культура созданы людьми, почитавшими брак святой ценностью, агомосексуализм – извращением и грехом. Сейчас нам запрещено даже порицать гомосексуализм".
Тут необходимо отметить, что мнение по поводу гомосексуальности Веллер едва ли изменил, потому как в книге 2015 года (я о "Бомже" сейчас) у него есть гомосексуальный герой, предпочитающий спаивать и совращать маленьких мальчиков. Всё это лишь в очередной раз демонстрирует то, насколько сильны могут быть стереотипы.

Sormus , спасибо за рекомендацию!

Флэшмоб 2015

Комментарии


Думаю, что не зря у меня к Веллеру предубеждение... )


Мне нравится его энергичность, она во всем ощущается. Но блин же. Такой принципиальный вопрос.


А я, вот, прочитала рецензию и снова подумала, что если человек по принципиальному вопросу не согласен, то 90%, что и по остальным - тоже.


Мне по другим вопросам его аргументация понятна, она мне не кажется алогичной. Но заметно, что он не очень в теме всей этой лгбтешной истории (в самом широком смысле). И когда мне сам тезис не нравится, а мне его ещё подкрепляют аргументами в духе "просто я так думаю", то я недоумеваю.
Это ж не просто мнение о каком-то авторе или книге. Там меня никак не задевает то, что у него своё мнение, которое он не всегда может внятно объяснить.


Ничего не поделаешь, если ''стереотип'' является правдой...


Претендуете на знание абсолютной истины? 8)


Нет, просто нынче назвать нечто стереотипом тоже является проявлением мышления в рамках либерального, тоталитарно-толерантного стереотипа. Вот в таком вот постмодернистски-абсурдном мире приходится жить...