Больше рецензий

951033

Эксперт

будет лямзать

19 октября 2015 г. 21:53

690

5

Дэн Симмонс поставил очень сложные задачи, в первую очередь перед самим собой.
Но, кажется, за девятьсот семьдесят страниц сумел-таки с ними справиться. И доказать кое-что, если не всем, то хотя бы немногим.
Попробуем поговорить о свободе.
О той полной стопроцентной во-все-тяжкие свободе, которая всегда знаменует собой ущемление свободы кого-то другого, просто потому что тот другой оказался на пути. Если рассуждать на макроуровне популяции в целом, то человечество до сих пор так и не научилось сдерживать распирающие его порывы свободы так чтобы не задевать ими близлежащих, которых зачастую от запахов этих свобод заранее начинает мутить. Популярный исторический персонаж Каин как-то раз почувствовал в себе неописуемую свободу, прямо-таки освобождающую его от всех рамок и скреп и совершил убийство. За всю последующую историю развития человечества ситуация только ухудшилась. Свободу навязывают, ею угрожают, ей потрясают, к ней принуждают. При сохранении такой тенденции когда-нибудь это приведёт к полному самоуничтожению человечества. Человечество обречено на деградацию и вымирание именно из-за своей неограниченной свободы, плюс ко всему ещё и усугубленной нетерпением. "Я волен поступить так и сделаю это немедля, ибо я свободен"

Чего не хватает в такой неограниченной свободе, чтобы хоть немного её усмирить и привести в мирное русло? Наверное сострадания к ближнему. Банальной эмпатии.
Попробуем поговорить об эмпатии.
Почему так повелось, что в человеке зачастую эмпатия не присутствует по умолчанию, а если и присутствует, то только в детстве, и с возрастом исчезает? Попробуем рассмотреть простой пример: пошла бы история человечества другим путём (не путём кровавой бани с редкими всплесками перемирий), если бы, скажем, Иисуса как историческую личность не убили козни римлян и фарисеев. Допустим вариант, что Пилат не убоялся бы толпы, не умыл бы руки, а приказал пощадить Иисуса в пику толпе, свободной казнить и миловать. И допустим Иисус стал бы если не царём, то наиглавнейшим философом при Пилате, массово продвигая своё учение самостоятельно, без мучений, вознесения, преследования христиан и дальнейших событий. Я понимаю, что строю ситуацию скорее в эзотерических, нежели в исторических терминах, но это нужно для примера. В таком случае история Иисуса стала бы первым всемировым примером преобладания сострадания над бессовестной свободой и, возможно, навсегда повернула бы ход истории в другое русло. Иисус с Пилатом стали бы символами эмпатии, преобладающего сострадания к ближнему. И возможно за пару тысяч лет человечеству бы привилась эмпатия как нечто необходимое и единственно определяющее ход жизни. Но такого не произошло.
(Другая сторона медали: есть такой роман Яцека Пекары "Слуга Божий", там Иисус, будучи распят, сошёл с креста, взял в руки меч и пошёл карать, тем самым поспособствовав превращению последующей истории человечества в ещё больший кровавый фраш, чем мы наблюдаем сейчас)

И тут в игру вступает Дэн Симмонс.
"Эндимион" как роман содержит в себе мало подобной философии, это скорее приключенческий роман взросления для старшего школьного возраста, но выполненный на исключительно высоком уровне. А вот в "Восхождении Эндимиона" Дэн очень медленно, постоянно "отвлекаясь" на злоключения героев и описания красот множества обитаемых миров, сквозь добрых пятьсот страниц ведёт нас к своей главной идее - идее эмпатии и любви как главной движущей силы развития человечества, да и вообще всей жизни во вселенной. Звучит опять как дешёвая эзотерика, но он чертовски увлекательно и последовательно это доказывает. Крестоформы, известные ещё читателям "Гипериона", означают у него ту самую мерзкую свободу как осознанную необходимость: свободу умирать и воскресать когда пожелается, свободы шантажировать других этой своей свободой и угнетать других своей вседозволенностью. А на стороне эмпатии остаётся только одна маленькая девочка Энея, которой в конце концов удастся доказать всему человечеству, что путь сострадания и любви в противовес пути насаждения крестоформов - путь на самом деле единственно верный и возможный для перехода человечества на дальнейшие ступени развития.

Но. Вывод Симмонса неутешителен. Что для двадцатого века, что для далёкого будущего вывод один: необходимая эмпатия не придёт откуда-то изнутри как результат воспитания или как само собой разумеющееся. Человечество достигло уже таких ступеней насильственного разврата, что неоткуда ей взяться, ни один пастырь теперь не приведёт этот хоровод воль в должное состояние. Симмонс видит путь только в прививании эмпатии химическим путём. Сывороткой, хакслиевской сомой, мутацией надлежит исправить деструктивную человечью природу, которую ничто не смогло исправить за все минувшие тысячелетия. Человечеству надлежит причаститься "крови Иисуса", найти тот самый Грааль, в котором заключено спасение: перестройка мерзкой человеческой породы. Так чтобы человечество как Алекс из "Заводного апельсина" начинало блевать и кататься в корчах по земле при одной мысли о собственном превосходстве и собственной правоте.
По-другому человечью природу уже не поправить. Нужно лекарство.

Ветка комментариев


а если и присутствует, то только в глубоком детстве


Наоборот, маленький ребенок, к примеру, совершенно не понимает, что мама устала или болеет, он воспринимает тлько свои ощущения. А эмпатии и сочувствию он учится на примере близких взрослых (если там есть чему учиться, конечно). )


совершенно согласна!)))


Наверное я имею ввиду тот период когда они все милые, обнимают щенков, носят за пазухой котят, а потом через пару лет жгут муравьёв лупой и стреляют из рогатки по птичкам. Убрал слово глубоком


Я как-то не очень верю в милых детей, но вдруг.)


Чёрт их разберёт этих детей, странный народ. Мало с ними общаюсь, а мыслю штампами


Некоторые рекомендуют родить пару-тройку своих, но я воздержусь.)


В 2014 году в России зарегистрировано 621 774 детей сирот. Зачем рожать, когда можно просто помочь


Это точно не ко мне вопрос.)
Людей и так слишком много на планете, на всех эмпатии не напасешься.


Нет-нет, я просто в пустоту задаю вопрос тем кто запланировал рожать до опупения


Возможно, можно в этом найти смысл жизни, кто знает.)


Понял! Все рожают чтобы сидеть на декрете, бездельничать дома и строчить рецензюшки


Какой, однако, долговременный и хитрый план!


Да ну, ты сравнил, конечно... Глупость. Всё равно никогда никуда не денется чувство того, что ребёнок чужой и мало ли кто родители, думаю.
Или сарказм?


И чо, в чём глупость? Думаешь ребёнок алкоголиком из-за наследственности вырастет?
Или типа "нет мне нужно только своё родное, а эти недочеловеки пусть там передохнут по детдомам и по зонам"?


Не совсем в этом дело, хотя отчасти и оба пункта допустимы.
Хочется полностью своё, да, чтобы знать - в случае чего ответственность всецело на тебе. А мыслей о "чужом" невозможно избежать, думаю. Мне, по крайней мере. Тонкое чувство прекрасного не выдержит чужих линий, голоса, поступков. Буду думать, что мой отпрыск так бы не сделал.
Поэтому, взмжн, я не люблю брать почитать книги - не моё и придётся возвращать. И что бы то ни было б/у не люблю.
(Какое крутое сравнение, а.)


Ты демагог.


Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней.
© Йозя


Тонкое чувство прекрасного, ёбаныврот


Душу таво ушатал, ёмныть, ну.


те кто обнимают щенков с тем и остаются. есть те детки, которые с детства таскают щенков за хвост, пинают и так далее, к сожалению...


Можно как-то предугадать, что те кто обнимает щеночков, будут обнимать их всю оставшуюся жизнь?


Дык это понятно))))) Именно с такими я встречалась на пути) Но некоторым нужно, чтобы родители донесли, что щеночки слабы и беззащитны. Встречалась с обратным, когда доносили обратное... Одна такая девочка считала, что кукле больно, когда ее стукаешь, а кошке не больно... Вот так... Мама девочки кошек не любила... Такой вот пр-р.


Хорошо было у Стругацких: лет в шесть ВСЕХ детей забирали от родителей в интернаты, где их обучали настоящие профессиональные Наставники, избавляя родителей от унылой рутины "кое-как" воспитания через одно место


А в 6 разве не поздно?) Если верить психологом, то личность формируется до 3-х)

Я слышала, что в Казахстане родителям отдают детей после шести лет и считают это нормальным) Рассказывал тот, кто оттуда) У них вообще интересная философия: жен может быть много, детей может нарожать любая, а вот маму и брата (и другое) уже никто не родит)


Ну личность ладно, а вот именно обучить без школьного оболванивания всех под один горшок - думаю как раз лет с шести надо начинать


а наставники не под один горшок?) и не убьют ли они личность, а?)
что наставник может в душу положить? когда постоянно новая смена, порой и лица проходят мимо... мальчиков еще можно и нужно наверное, но вот девочек... злые они)))))


Под наставником я имею ввиду именно персонажей Стругацких, у них там целая полуфантастическая теория воспитания, у нас в реальной жизни это конечно сейчас невоспроизводимо.
Девочек не исправит ничто, ибо они есть дщери диавола и сосуды греховности


не читала Стругацих, вам верю))
ггг ну почему же теплота и участие творят чудеса))


В "Отягощенных злом" хорошо про наставника и его учеников.
Сначала теплота и участие, потом квартира, машина, дача, шуба, вторая машина, вторая шуба


ммм
когда не можешь дать душевное реально лучше откупаться))


родителям - бабушке с дедушкой)) а то вдруг...


А ещё женщин не мешало бы обобществить!